Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "АВАНТА" (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 573-ЭП/23 от 11.01.2023) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству видеонаблюдения (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005422000282. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 823 452,40 руб.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе, в частности, Заявитель указывает на неправомерный, по его мнению, выбор способа размещения закупки, отсутствие идентификационного кода закупки (далее - ИКЗ) в контракте, а также установление ненадлежащих условий исполнения контракта.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе ИКЗ указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Комиссия УФАС отмечает, что извещение об осуществлении закупки содержит ИКЗ, а также контракты, размещенные в соответствии со ст. 51 Закона о контрактной системе, содержат указанную информацию.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В свою очередь, Комиссия УФАС констатирует, что размещенный в составе извещения о проведении закупки проект контракта содержит условие, согласно которому: "В случае выполнения работ отдельными этапами, оплата производится в срок не более пятнадцати рабочих дней (при заключении Контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, оплата услуг производится Заказчиком не более чем в течение десяти рабочих дней) с даты подписания в порядке, указанном в пункте 2.4 настоящего Контракта документа о приемке выполненных работ отдельного этапа исполнения Контракта".
Комиссия УФАС отмечает, что рассматриваемая закупка не подпадает под исключения, предусмотренные вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе, а, следовательно, в данном случае Уполномоченный орган, Заказчик был обязан установить срок для оплаты Заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, не превышающий семи рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Установив иной, превышающий Законом о контрактной системе срок оплаты, Уполномоченный орган, Заказчик допустил нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о неправомерном выборе способа закупки, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактный системе, заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Комиссия УФАС констатирует, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по устройству видеонаблюдения, которые отнесены Уполномоченным органом, Заказчиком к Работам электромонтажным, связанные с установкой приборов (код ОКДП 2 - 43.21.10.120), которые не включены в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Уполномоченного органа, Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Уполномоченный орган, Заказчик, определяя коды ОКПД, должны указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждение Заявителя о нарушении Уполномоченным органом, Заказчиком требований к определению предмета закупки, в том числе, в части указания кода ОКДП 2, а также подтверждающих неправомерный выбор способа закупки.
Учитывая изложенное, Уполномоченный орган, Заказчик был вправе осуществлять закупку в форме проведения конкурса, а, следовательно, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Уполномоченного органа, Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе при выборе способа осуществления закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными в данной части.
3. Выявленное в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в проект государственного контракта при направлении его победителю конкурса.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВАНТА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга
Калининская ул., д.7, г. Петергоф,
Санкт-Петербург, 198510
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23 А,
Москва, 121151
ООО "АВАНТА"
ул. Народного Ополчения, д. 43, к. 2, эт. 1, пом. 4,
Москва, 123060
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-144/23
17.01.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-144/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, Заказчику - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга устранить нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- при направлении проекта государственного контракта победителю открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству видеонаблюдения (извещение N 0172200005422000282) внести в него изменения в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0172200005422000282 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20.02.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Уполномоченному органу, Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2023 г. N 44-144/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023