Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик):
ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 759-ЭП/23 от 12.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку блок-контейнера (извещение N 0372500005322000126),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку блок-контейнера (извещение N 0372500005322000126) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 808 133,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" заключен государственный контракт N 369-22/52/А от 24.10.2022 на сумму 395 985,08 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку блок-контейнера (далее - Работы) в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 3.3 Контракта), т.е. не позднее 06.12.2022.
По состоянию на 28.12.2022 Товар не был поставлен Участником и не принят Заказчиком.
Таким образом, Участником было допущено нарушение срока поставки Товара по Контракту на 22 календарных дня с 07.12.2022 по 28.12.2022.
Письмом Комитета по энергетике и инженерному обеспечению N 01-16-22578/22-0-1 от 02.11.2022 с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжения Комитета финансов Санкт-Петербурга от 12.10.2022 N 86-р установлен срок направления СПб ГБУ "Ленсвет" поручений на оплату расходов - не позднее 26.12.2022.
Таким образом, Заказчик признает допущенную Участником просрочку исполнения обязательств существенной исходя из периода данной просрочки (22 календарных дня, из которых 16 дней являются рабочими, что увеличивает срок исполнения Участником обязательства в 1,53 раза) и наличия причинной-следственной связи между допущенной Участником просрочкой и невозможностью исполнения Заказчиком принятых на себя по Контракту обязательств в срок.
В связи с вышеизложенным и на основании п. 1 ст. 450. 1, п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В целях исполнения контракта ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" приобрело блок-контейнер и фактически его доставило на территорию СПб ГБУ "Ленсвет" в установленные Контрактом сроки.
О том, что Товар не был предъявлен Заказчику к приемке руководителю ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" стало известно при получении решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 01-18591/22-0-0 от 28.12.2022) в связи с невозможностью отплаты Товара в 2022 году.
При повторном осмотре блок-контейнера ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" выявило, что не все технические характеристики соответствуют Техническому заданию. Однако, ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ", оценив характеристики блок-контейнера исходя из своего опыта эксплуатации аналогичных товаров, пришел к заключению, что не соответствующие характеристики улучшают свойства Товара.
ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" 30.12.2022 было направлено в адрес Заказчика письмо о предложении к приемке блок-контейнера (уже размещенного на территории Заказчика, но не предъявленного к приемке) улучшенного качества (по оценке ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ"). Кроме того, проведено внутренне служебное расследование, в результате которого был подтвержден факт не предъявления к приемке блок-контейнера в контрактные сроки, к виновным лицам применены меры дисциплинарного характера.
Заказчик, проведя осмотр блок-контейнера, оценив характеристики, пришел к заключению, что предлагаемый ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" блок-контейнер не соответствует условиям Контракта, не является товаром с улучшенными характеристиками (письмо Заказчика N 06-51/23-0-0 от 10.01.2023).
ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" признает, что предъявленный к приемке блок-контейнер, ошибочно принимаемый им как Товар, улучшенного качества, не соответствует условиям Контракта. ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" было готово поставить блок-контейнер, соответствующий условиям Контракта, но Заказчик не отозвал решение об одностороннем расторжении Контракта.
ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" является добросовестным участником государственных закупок более 20 лет, в том числе для нужд государственных предприятий и учреждений в Санкт-Петербурге. За весь период деятельности как участника закупок для государственных нужд, ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" не допускало грубых нарушений заключенных контрактов, что подтверждается сведениями с Официального сайта и рекомендательными письмами.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что ООО "Комплектация СПб" впервые допустило нарушения условий Контракта, приведших к одностороннему расторжению, представитель Участника, ходатайствовал о невключении ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КОМПЛЕКТАЦИЯ СПБ" (ИНН: 7802800371), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2023 г. N РНП-78-140/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023