Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУК "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
ООО "БАЛТСНАБ" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представило письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 755-ЭП/23 от 12.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку офисной мебели для СПб ГБУК "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200089422000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку офисной мебели для СПб ГБУК "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200089422000020) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 093 797,06 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "БАЛТСНАБ".
По результатам закупки Заказчиком ООО "БАЛТСНАБ" заключен государственный контракт N 0372200089422000020 от 08.11.2022 на сумму 610 402,05 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БАЛТСНАБ".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку и сборку офисной мебели для СПб ГБУК "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга" (далее - Товар) в установленные Контрактом сроки.
Доставка Товара должна была быть осуществлена Участником в течение 30 календарных дней с даты заключения Контракта, а сборка Товара - не позднее 09.12.2022.
Однако, по состоянию на 15.12.2022 обязательства, предусмотренные п. 3.1 Контракта, Участником не были выполнены, и Заказчик был вынужден направить Участнику требование (исх. N 939 от 15.12.2022) о полном исполнении условий Контракта в срок до 20.12.2022.
По состоянию на 27.12.2022 требование Заказчика об исполнении Контракта Участником не было выполнено, Товар не поставлен.
В связи с вышеизложенным, на основании ст. 463 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4.7 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.12.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "БАЛТСНАБ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Участник не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что считает односторонний отказ незаконным ввиду следующих обстоятельств:
09.11.2022 от Заказчика поступило согласование цветов мебели (поставляемой продукции по Контракту).
В связи с этим, т.к. были согласованы существенные условия поставки (предмет поставки цветовая палитра ювара), ООО "БАЛТСНАБ" в целях исполнения контракта ООО "БАЛТСНАБ" заказало мебель у производителей и оплатило ее.
15.11.22 ООО "БАЛТСНАБ" получило письмо от Заказчика, в котором говорилось, что при невыполнении обязательств по Контракту, Заказчик расторгнет Контракт в одностороннем порядке и был обозначен срок поставки - до 20.12.2022.
Однако производители не успели произвести такой объем мебели в установленный срок из-за тяжелой ситуации в промышленном секторе, возникшей из-за объявленных санкций и осложнившейся экономической ситуации, были нарушены логистические цепочки в поставке комплектующих деталей, а также из-за большой загруженности производства к концу года и сложной эпидемиологической обстановкой в стране.
Однако 21.12.2022 от Заказчика поступил односторонний отказ от исполнения контракта.
Контрактом предусмотрен срок действия - не позднее 31.12.2022. Исполнение Контракта могло быть произведено Участником до 31.12.2022.
По состоянию на 20.12.2022 было произведено 65% Товара от общего объема, который Участник готов был поставить Заказчику.
В письме от 20.12.2022 Участник (а еще ранее 19.12.2022 Участник звонил Заказчику с просьбой о встрече, чтобы обсудить условия поставки) проинформировал Заказчика о положении дел и просило принять Товар в период с 21.12.2022 по 23.12.2022.
В устном разговоре Заказчик сообщил, что не может принять представителя ООО "БАЛТСНАБ", а также, что не примет Товар, т.к. в Контракте не прописана частичная поставка Товара, на что ООО "БАЛТСНАБ" попросило заключить дополнительное соглашение о поставке товара частями, на что Заказчик дал отрицательный ответ. Вместе с тем в п. 7.2.1 Контракта указано, что односторонний отказ от исполнения контракта может наступить в случае "просрочки поставки и (или) замены некачественного товара более чем на 30 (тридцать) календарных дней".
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "БАЛТСНАБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на заседание Комиссии УФАС Участник не представил документов, подтверждающих невозможность поставки Товара в соответствии с условиями Контракта.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БАЛТСНАБ", ИНН: 7804583651, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кравченко Дмитрий Александрович, ИНН: 101601132630, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "БАЛТСНАБ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.23 |
12.01.23 |
12.01.23 |
0 |
12.01.23 |
19.01.23 |
19.01.23 |
0 |
24.01.23 |
24.01.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2023 г. N РНП-78-137/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023