Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - Заказчик):
ООО "МЕТРОЛОГ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33784-ЭП/22 от 28.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению специальной оценке условий труда для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (извещение N 0172200005222000089),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению специальной оценке условий труда для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (извещение N 0172200005222000089) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 187 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2022 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "МЕТРОЛОГ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЕТРОЛОГ" заключен государственный контракт N 257-01-22 от 02.09.2022 на сумму 38 750,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЕТРОЛОГ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению специальной оценки условий труда для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (далее - Услуги) в период с даты заключения Контракта по 31.10.2022 (включительно) (п. 4.2 Контракта).
По состоянию на 14.12.2022 Услуги не были оказаны Участником, ввиду чего Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что неисполнение Контракта произошло не по вине ООО "МЕТРОЛОГ".
06.10.2022 ООО "МЕТРОЛОГ" было уведомлено Управлением Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу о приостановлении действия аккредитации испытательной лаборатории (приказ N СЗФО/4-ПО от 03.10.2022). Данное решение было принято без предварительного уведомления ООО "МЕТРОЛОГ", без проведения с участием ООО "МЕТРОЛОГ" проверочных мероприятий. Решение о приостановке деятельности по СОУТ вынесено 06.10.2022, однако уведомление от Минтруда России не было получено ООО "МЕТРОЛОГ".
Вместе с тем ООО "МЕТРОЛОГ" было не согласно с принятым решением о приостановлении аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с приказом N СЗФО/4-ПО от 03.10.2022, и направило свои возражения с требованиями его отмены. Обстоятельства принятия решения вызваны различной трактовкой ООО "МЕТРОЛОГ" и Управлением ФСА по СЗФО положений Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 29.12.2021) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" и Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году", в том числе по установленным срокам и необработанным заявкам на осуществление разрешительной деятельности.
Из хронологии данных событий, усматривается, что в связи с действиями государственного органа возникли обстоятельства, препятствующие исполнению Контракта.
Со своей стороны, ООО "МЕТРОЛОГ", действуя добросовестно, предприняло необходимые действия для заключения и исполнения Контракта (начальником лаборатории назначены эксперты по выполнению СОУТ, ознакомление экспертов с условиями, сроками Контракта и порядком работы, произведена идентификация потенциально вредных производственных факторов на рабочих местах, проведены необходимые исследования и измерения на рабочих местах в подразделениях Заказчика, оформлены результаты идентификации и измерений, оформлены карты СОУТ), но принятие государственным органом решения о приостановлении действия аккредитации испытательной лаборатории препятствовало его исполнению.
В соответствии с п. 7.1 срок действия Контракта - до 31.12.2022.
21.11.2022 ООО "МЕТРОЛОГ" направило в адрес Заказчика письмо с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон с указанием причин (исх. N 408 от 21.11.2022).
Однако Контракт был расторгнут в одностороннем порядке 14.12.2022 Заказчик, принимая решение о расторжении контракта, не рассматривал возможность его расторжения по соглашению сторон, что более отражает волеизъявление сторон контракта, чем одностороннее расторжение.
По состоянию на 09.01.2023 деятельность испытательной лаборатории ООО "МЕТРОЛОГ" приостановлена (приказ Федеральной службы по аккредитации от 01.12.2022 N ПК2-1277).
На период приостановки деятельности испытательной лаборатории ООО "МЕТРОЛОГ" никакие работы по проведению СОУТ не осуществлялись.
Из указанных обстоятельств усматривается, что со стороны ООО "МЕТРОЛОГ" не было умысла оказывать Услуги по СОУТ до возобновления аккредитации испытательной лаборатории и деятельности по СОУТ, а заключение Контракта произведено без возможности учета обстоятельств, возникших позднее.
На основании вышеизложенного представитель Участника, ходатайствовал о невключении ООО "МЕТРОЛОГ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "МЕТРОЛОГ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЕТРОЛОГ" (ИНН: 7813168838), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2023 г. N РНП-78-31/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023