Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов" (далее - Заказчик):
ООО "РЕГИОН" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 433-ЭП/23 от 10.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту системы теплоснабжения вентиляции и по ремонту системы горячего водоснабжения (ГВС) для нужд СПб ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов" в 2022 году (извещение N 0372200034622000065),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту системы теплоснабжения вентиляции и по ремонту системы горячего водоснабжения (ГВС) для нужд СПб ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов" в 2022 году (извещение N 0372200034622000065) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 650 518,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РЕГИОН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕГИОН" заключен государственный контракт N 103/2022 от 29.09.2022 на сумму 4 463 908,92 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕГИОН".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту системы теплоснабжения вентиляции и по ремонту системы горячего водоснабжения (ГВС) для нужд СПб ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов" (далее - Работы) в срок, не позднее 15.12.2022 (п. 4.2 Контракта).
По состоянию на 15.12.2022 результаты Работ не были представлены согласно п. 5.6. Контракта в полном объеме, в связи с чем, Заказчик не принял выполненные Работы.
Участником не были представлены следующие результаты выполнения Работ:
- п. 5.4. Контракта: разработанная и согласованная с СЗУ Ростехнадзор программа ПНР на каждый ИТП. Заключение СЗУ Ростехнадзор на программы ПНР.
- п. 5.6. Контракта:
- инструкции по эксплуатации ИТП с оформлением режимных карт,
- акты на настройку предохранительных клапанов;
- акты приемки в пуско-наладочную эксплуатацию ф.1ч.1 Теплосети Санкт-Петербурга (Акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя.)
- документ, подтверждающий подачу полного пакета документов на получение актов-допусков на ПНР в СЗУ Ростехнадзор;
- документ, подтверждающий подачу полного пакета документов на получение справки о выполнении условий подключения на ПНР;
- документ, подтверждающий подачу полного пакета документов на получение заключения по программе ПНР с копией программы ПНР согласованных с СЗУ Ростехнадзор;
- акты гидравлических испытаний ИТП;
- акты допуска в эксплуатацию ИТ.
16.12.2022 Заказчиком с использованием ЕИС было направлено уведомление (исх. N 257 от 16.12.2022) Участнику о нарушении обязательств по Контракту и о принятии мер по предоставлению Заказчику надлежащим образом оформленных отчетных документов, установленных Контрактом, подтверждающих результаты выполнения Работ в срок до 25.12.2022 включительно.
По состоянию на 26.12.2022 Участник не исполнил свои обязательства по Контракту, документы не представлены в полном объеме в соответствии с условиями Контракта.
В связи с вышеизложенным и на основании ч. 9 ст. 95 Закона контрактной системе, п. 11.3 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что со стороны ООО "РЕГИОН" Работы были выполнены ранее срока, предусмотренного Контрактом, сданы в установленном порядке. Иные требуемые Заказчиком документы по Контракту (получение заключения СЗУ Ростехнадзор на программы пуско-наладочных работы, инструкции по эксплуатации ИТП с оформлением режимных карт) могли быть оформлены исключительно после предоставления Заказчиком первичных документов. В систему ЕИС Участником были загружены от 01.12.2022 документы КС-2, КС-3, справка и иная необходимая документация.
По условиям Контракта на ООО "РЕГИОН" возложена обязанность по разработке и согласованию с СЗУ Ростехнадзор программы ПНР на каждый ИТП, Заключение СЗУ Ростехнадзор на программы ПНР, п. 5.4 Контракта.
Вместе с тем, данные работы, а именно: работы по разработке и согласованию с СЗУ Ростехнадзор программы ПНР на каждый ИТП не могли быть выполнены до момента предоставления необходимых первичных документов, связанных с данным предметом работ.
Список истребуемых документов для сдачи СЗУ Ростехнадзор ООО "РЕГИОН" был запрошен у Заказчика 01.12.2022 требованием о предоставлении документов и раскрытии сведений, отсутствующих в переданных в пользу ООО "РЕГИОН" документов, а также уведомление о приостановлении Работ (в части п.п. 5.4, 5.6 Контракта, связанных с получением и оформлением "разрешительной" документации), что подтверждается письмом от 01.12.2022 и соответствующим отчетом о направлении.
Таким образом, исключительно сами действия Заказчика явились основанием для невозможности представления данных документов до 16.12.2022 и получения положительного заключения СЗУ Ростехнадзор на программы ПНР и согласования программы ПНР на каждый ИТП.
В соответствии с п. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение Заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора Подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).
Получение разрешительной документации в Северо-Западном управлении Ростехнадзора, и как следствие, возможность оформления документов, поименованных в п. 5.6 Контракта, было возможно исключительно при посредничестве самого Заказчика, т.е. исключительно с предоставлением Заказчиком в пользу Участника дополнительных документов, необходимых для сдачи в СЗУ Ростехнадзор, которые в обладании Участника не находились и не могли находиться ввиду их непередачи Заказчиком.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень документов, необходимых к представлению в Ростехнадзор для допуска в эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок.
Официальный список документов и минимальный перечень документов содержится на официальном сайте СЗУ Ростехнадзора: http://szap.gosnadzor.ru/.
В соответствии с вышеуказанным перечнем, документы, которые требовались для сдачи в СЗУ Ростехнадзор для получения разрешительной документации, самостоятельно ООО "РЕГИОН" получены быть не могли, поскольку перечень Работ, которые согласованы для выполнения ООО "РЕГИОН" ограничены Контрактом, а именно: работы по ремонту системы теплоснабжения вентиляции и по ремонту системы горячего водоснабжения (ГВС) для нужд СПб ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов". Иные работы выполнялись иными подрядчиками, с которыми у Заказчика были заключены самостоятельные договоры, на основании чего, ООО "РЕГИОН" лишено было возможности представления технической документации, которая составлялись иными лицами, в ведении которых находилось выполнение иных работ в СЗУ Ростехнадзор. ООО "Регион" выполняло работы только по ремонту системы теплоснабжения, вентиляции и ремонту системы горячего водоснабжения, а требуемая документация для согласования с СЗУ Ростехнадзор связана с реконструкцией индивидуального теплового пункта, которую выполняли иные подрядчики. Результаты Работ ООО "РЕГИОН" не требуют никакого согласования с СЗУ Ростехнадзор, поскольку системы теплоснабжения, вентиляции и ремонту системы горячего водоснабжения заключается в прокладке новых труб, которые подключаются в уже ранее созданную систему ИТП, которая разрабатывалась иными подрядчиками. При этом, сама система теплоснабжения, вентиляции и водоснабжения была разработана иными подрядчиками, ими же и получалась разрешительная документация.
Контракт является по правовой природе смешанным договором, который содержит элементы как самостоятельного договора подряда на выполнение строительных работ, так и элементы договора на разработку проектной документации (проектные работы), так и элементы агентского договора на сдачу результата работ. По своей сути исполнение условий Контракта, изложенных в пункте 5.4: "разработка и согласование с СЗУ Ростехнадзор программы ПНР на каждый ИТП" относится к выполнению проектных работ.
Согласно ч. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре, а также участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 762 ГК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания обязаны предоставить такому юридическому лицу, в т.ч. градостроительный план земельного участка, технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сетью инженернотехнического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
При этом система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Соответственно, Заказчик обязан был предоставить необходимые Участнику сведения для возможности получения разрешительной документации в СЗУ Ростехнадзор и исключительно на него возлагалась обязанность доказать, что минимально необходимые документы им были предоставлены в установленный срок по Контракту.
Для целей получения необходимых для сдачи в СЗУ Ростехнадзор документов ООО "РЕГИОН" 01.12.2022 в адрес Заказчика направлено требование о предоставлении документов и раскрытии сведений, отсутствующих в переданных в пользу Участника документов, а также уведомление о приостановлении Работ (в части п. 5.4,5.6 Контракта, связанные с получением и оформлением "разрешительной" документации), что подтверждается письмом от 01.12.2022 и соответствующим отчетом о направлении.
В этот же день посредством системы ЕИС в адрес Заказчика были направлены исполнительные документы, а также акты о приемке работ, относящиеся непосредственно к ремонту объекта. Необходимость приемки данных работ со стороны Заказчика и оформление соответствующих документов была также продиктована необходимостью дальнейшего получения разрешительной документации в СЗУ Ростехнадзор.
При этом, сами же действия Заказчика привели к невозможности получения разрешительной документации для сдачи "проектных работ", поскольку, во-первых, Заказчиком было проигнорировано требование от 01.12.2022 о передаче недостающих документов, а также сообщение о приостановлении работ, во-вторых, Заказчик необоснованно уклонился от приемки работ, относящихся к ремонту на самом объекте.
Перечень Работ, которые поименованы в п. 5.6 Контракта:
1. инструкции по эксплуатации ИТП с оформлением режимных карт;
2. акты на настройку предохранительных клапанов;
3. акты приемки в пуско-наладочную эксплуатацию ф.1ч.1 Теплосети СанктПетербурга (Акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя.);
4. документ, подтверждающим подачу полного пакета документов на получение актов-допусков на ПНР в СЗУ Ростехнадзор;
5. документ, подтверждающим подачу полного пакета документов на получение справки о выполнении условий подключения на ПНР;
6. документ, подтверждающим подачу полного пакета документов на получение заключения по программе ПНР с копией программы ПНР, согласованных с СЗУ Ростехнадзор;
7. акты гидравлических испытаний ИТП;
8. акты допуска в эксплуатацию ИТ;
могли быть сданы исключительно после получения согласования с СЗУ Ростехнадзор программы ПНР на каждый ИТП.
По мнению представителя Участника, именно действия Заказчика воспрепятствовали реализации принятых на себя Участником обязательств.
Так, Заказчиком не выполнена обязанность по приемке выполненных Работ, и не произведена оплата. Также Заказчик уклонился от подписания акта о приемке выполненных Работ, что препятствовало Участнику получить разрешительную документацию, за непредставление которой Заказчиком заявлен отказ от Контракта.
В ответ на принятое Заказчиком Решение Участником направлялось ответное письмо с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта и направлением документов о выполнении работ (повторно).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "РЕГИОН" были направлены на исполнение Контракта и никак не на уклонение от его исполнения, ООО "РЕГИОН" предпринимало все зависящие от него действия с целью исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "РЕГИОН" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕГИОН" (ИНН: 6150044992), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2023 г. N РНП-78-102/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023