Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Николаевская больница" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Волшебный обед" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1050-ЭП/23 от 16.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации питания больных, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Николаевская больница" (диета ЩД) (извещение N 0172200005422000225),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания больных, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Николаевская больница" (диета ЩД) (извещение N 0172200005422000225) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 61 824 852,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Волшебный обед".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Волшебный обед" заключен государственный контракт N 0172200005422000225 от 26.12.2022 на сумму 49 459 880,00 рублей (далее - Контракт), в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг по организации питания больных, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Николаевская больница".
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 3.4.6 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 95 Закона.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Волшебный обед".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Исполнитель оказывает услуги в соответствии с условиями настоящего Контракта, а также техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), расчетом цены оказываемых услуг (Приложение N 2 к Контракту) и предложением Исполнителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Приложение N 3 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно Приложению N1 доставка приготовленной пищи производится на территорию Заказчика по адресу г. Санкт- Петербург, г. Петергоф, ул. Константиновская, д.1 в пищеблок Заказчика на площадку приема готовой продукции для питания больных, затем производится доставка пищи непосредственно до буфетов отделений больницы, так же силами Исполнителя. Доставка пищи производится ежедневно, в соответствии с предоставленным планом - схемой доставки в следующие периоды времени:
- завтрак - 8:00 часов;
- 2-й завтрак - 11 часов
- обед - 13 часов 15 мин
- полдник +сухой паек - 16:00 часов
- ужин - 17 часов 30 мин.
01.01.2023 выявлены недостатки и нарушения по доставке питания, что подтверждается Актом от 01.01.2023:
- завтрак - 10 часов 45 минут
- 2-й завтрак - 12 часов 40 минут
- обед - 16 часов 30 минут
- полдник - 20 часов 05 минут;
- ужин - 21 часов.
02.01.2023 об указанных выше нарушениях Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия (требование N 1/23-0-0) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, с требованием устранить выявленные нарушения по доставке питания в срок, установленный в вышеуказанных претензиях. Данное письмо Исполнителем было проигнорированы, недостатки устранены не были, претензия не рассмотрена.
Вместо устранения нарушений 02.01.2023 Исполнителем были вновь допущены недостатки и нарушения по доставке питания, что подтверждается Актом от 02.01.2023:
- обед - часть обеда 13 часов 45 минут, вторая часть обеда 15 часов 30 минут;
- полдник - 17 часов 15 минут;
- ужин - 19 часов 10 минут.
03.01.2023 об указанных выше нарушениях Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия (требование N 2/23-0-0) за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, с требованием устранить выявленные нарушения по доставке питания в срок, установленный в вышеуказанных претензиях. Данное письмо Исполнителем было проигнорированы, недостатки устранены не были, претензия не рассмотрена.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о злостных и систематических нарушениях со стороны Исполнителя в части выполнения обязательств по Контракту.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Волшебный обед" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.01.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ООО "Волшебный обед" на заседании Комиссии УФАС пояснило следующее:
Основанием для одностороннего отказа Заказчика явились претензии от 03.01.2023 исх. N02/23-0-0 и от 02.01.2023 исх. N01/23-0-0.
Суть претензий заключается в нарушении Исполнителем сроков доставки блюд для питания.
Признавая факт нарушения сроков доставки блюд 1 и 2 января 2023 года, сообщаем следующее:
1. Согласно п. 4.7.16 Контракта предусмотрена обязанность Заказчика своевременно предоставить карточки раскладки на одну порцию по картотеке, составленной Заказчиком. Исполнитель неоднократно до начала выполнения услуг запрашивал у Заказчика информацию о карточках-раскладках. Информация с запросом подтверждается письмом от 26.12.2022 (запрос, опись письма и чек почтового отправления прилагаются). Заказчик предоставил карточки раскладки 29.12.2022 в неполном объеме и ненадлежащем оформлении, т.е. в карточках не были указаны технологии приготовления блюд и указаны неправильные ссылки на сборники, что привело к составлению Исполнителя технико-технологических карт без необходимой информации и тратить время на предварительную проработку блюд.
2. Согласно п. 2.6. услуги осуществляются по адресу: СПб, г. Петергоф, ул. Константиновская д.1, пищеблок. Совокупность пунктов 2.6 и предыдущего опыта работы с учреждениями здравоохранения привело к пониманию процесса доставки блюд по Диетам, а не по отделениям, как запросил Заказчик при телефонном звонке 01.01.2023 в процессе уточнения сведений о количестве больных по отделениям. Обращаю внимание комиссии, что требование по фасовке блюд по отделениям Контрактом не предусмотрено. Таким образом, время на фасовку по гастроемкостям и количество гастроемкостей увеличилось кратно количеству отделений.
Указанные выше ограничения, установленные Заказчиком, привели к невозможности своевременно оказать доставку блюд ко времени, указанному в Контракте, силами того количества сотрудников, которые были привлечены Исполнителем к исполнению Контракта.
При обнаружении выявленных ограничений Исполнитель незамедлительно предпринял меры для устранения недостатков, что привело к своевременной доставке блюд 3 и 4 января 2023 года.
Участник считает, что Исполнитель действовал добросовестно и не мог предугадать, что Заказчик не предоставит надлежащим образом сформированные карточки раскладки блюд и изменит условия фасовки на фасовку по отделениям, а не по диетам.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "Волшебный обед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что письмом исх. N 02/01/23-1 от 02.01.2023 Исполнитель уведомил Заказчика об отсутствии технической возможности исполнять Контракт.
Заказчик был вынужден в экстренном порядке заключить контракт с другим поставщиком данных услуг на основании п. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе. С. 04.01.2023 поставка горячего питания в стационар осуществляется другим Поставщиком. Претензий к качеству исполнения условий контракта с новым поставщиком комиссией зафиксировано не было.
Кроме того, из-за недобросовестных действий Исполнителя у пациентов нарушался режим лечебного питания, что могло привести к ухудшению состояния здоровья особенно больных, страдающих диабетом.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС настаивал на включении сведений в отношении ООО "Волшебный обед" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик на достиг цели проводимой закупки, подчеркивая его социальную значимость.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Конкурса не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Волшебный обед" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Волшебный обед", ИНН: 7816582941, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Егорина Елена Петровна, ИНН: 470602468578, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Волшебный обед" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.01.23 |
18.01.23 |
16.01.23 |
0 |
16.01.23 |
23.01.23 |
20.01.23 |
0 |
25.01.23 |
25.01.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2023 г. N РНП-78-141/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023