Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "РЕСКЬЮ ШОП" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 877-ЭП/23 от 13.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по дноуглублению участка акватории Невской Губы Финского залива, находящегося в пользовании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200084222000079),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по дноуглублению участка акватории Невской Губы Финского залива, находящегося в пользовании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200084222000079) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 517 678,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "РЕСКЬЮ ШОП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕСКЬЮ ШОП" заключен государственный контракт N 86 от 03.08.2022 на сумму 1 424 980,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.7 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕСКЬЮ ШОП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по дноуглублению участка акватории Невской Губы Финского залива, находящегося в пользовании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга" (далее - Работы) в срок, с даты подписания Контракта до 15.12.2022 (включительно) (п. 4.3 Контракта).
Согласно п. 2.1.3 раздела 2 Приложения N 1 к Контракту "Описание объекта закупки. Функциональные, технические и качественные характеристики" проектную документацию необходимо разработать в составе, достаточном для производства работ.
В соответствии с п. 2.2 раздела 2 Приложения N 1 к Контракту "Описание объекта закупки. Функциональные, технические и качественные характеристики" определен следующий состав работ по Контракту:
2.2.1. Подготовительные работы:
- получение геодезической подосновы М 1:500 с подземными и подводными коммуникациями (Геолого-геодезический отдел КГА), сбор и обобщение исходных, фондовых и архивных данных, рекогносцировочное обследование объекта с фотофиксацией современного состояния;
- получение сведений о водном объекте в Невско-Ладожском бассейновом водном управлении;
- получение сведений СЗТУ Росрыболовства.
Перед началом изыскательских работ Участник разрабатывает программы инженерных изысканий и представляет их на согласование Заказчику.
После согласования программ работ Участник открывает в Геолого-Геодезическом отделе КГА уведомление на производство инженерно-геодезических изысканий.
2.2.2. Инженерные изыскания:
- инженерно-геодезические изыскания (включая инженерно-гидрографические работы): создание планово-высотного обоснования для промерных рабой, выполнение промеров глубин в М 1:500, камеральная обработка полученных данных с созданием плана рельефа дна с подводными коммуникациями в М 1:500;
- инженерно-экологические изыскания:
- отбор и аналитические исследования проб донных отложений на химические, микробиологические и токсикологические показатели;
- отбор и аналитические исследования проб донных отложений на радиологические показатели;
- санитарно-энидемиологическая оценка результатов аналитических исследований проб донных отложений с получением экспертных заключений в надзорных органах;
- отбор и аналитические исследования проб донных отложений на физические характеристики;
- обработка результатов инженерных изысканий, составление технического отчета с оформлением разделов по видам изысканий и приложением необходимых графических материалов (в том числе фотоматериалов);
2.2.3. Разработка проектной документации, содержащей:
- проектные решения по дноуглублению участка акватории;
- технологическую схему извлечения, транспортировки, складирования донных отложений и мусора с проработкой вариантов площадок для их размещения/утилизации;
- виды и технологию работ по обеспечению сохранности зеленых насаждений, восстановлению нарушенного в ходе работ благоустройства прилегающей территории;
- виды, состав, объемы и оптимальные сроки работ;
- мероприятия по обеспечению сохранности существующих инженерных коммуникаций, расположенных в зоне производства работ (при наличии);
- мероприятия по охране окружающей среды при производстве работ;
- сметную документацию.
2.2.4. Согласование разработанной проектной документации.
Участник согласовывает разработанную документацию с Заказчиком, при необходимости вносит в проектную документацию по результатам рассмотрения у Заказчика изменения и дополнения, не противоречащие данному заданию.
Участник согласовывает проект в:
- Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга;
- Невско-Ладожском бассейновом водном управлении (НЛБВУ);
- СЗТУ Росрыболовства;
- других заинтересованных организациях (при необходимости).
2.2.5. Проектную документацию надлежит оформить подписями руководителя проектной организации и главного инженера проекта, круглой печатью проектной организации, а также справкой проектной организации о соответствии проектной документации требованиям действующею законодательства и задания на проектирование.
2.2.6. Проектная документация согласовывается в установленном порядке в соответствии с п. 2.2.4 настоящего описания объекта закупки, утверждается Заказчиком.
2.2.7. Участник обеспечивает и оплачивает проведение проверки достоверности определения сметной стоимости по разработанной сметной документации. Место проведение экспертизы предварительно согласовывается с Заказчиком.
В соответствии с п. 4 раздела 2 Приложения N 1 к Контракту "Описание объекта закупки. Функциональные, технические и качественные характеристики" определены следующие требования к техническим характеристикам работ:
4.1. Требования к изыскательским работам:
4.1.1. Отбор проб донных отложений производится с плавсредств. Пробоподготовка, консервация проб, их транспортировка и хранение производятся в соответствии с действующими нормативными документами. Аналитические исследования проб выполняются по методикам, внесенным в Государственный реестр методик количественного химическою анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, допущенных для целей государственного контроля и мониторинга, и по методикам, вошедшим в "Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей и природной среды" (РД 52.18.595-96). Аналитические исследования проб проводятся аккредитованными лабораториями, аккредитованными в Государственном реестре системы аккредитации аналитических лабораторий.
4.1.2. Инженерно-геодезические и гидрографические изыскания выполняются согласно требованиям СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства".
4.1.3. Инженерно-экологические изыскания выполняются в соответствии с действующими нормативными документами: ГОСТ 17.1.5.01-80 "Охрана природы (ССОП). Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", СП 11-102-97 "Свод, правил. Инженерно-экологические изыскания для строительства".
4.1.4. Данные изысканий представлять в Балтийской системе высот 1977 г.; система координат - местная Санкт-Петербурга 1964 г.
4.1.5. Оформление результатов инженерных изысканий осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.301-2014 "Основные требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям" и ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
4.1.7. Отчеты по результатам инженерных изысканий оформляются по каждому виду изысканий и содержат объемы и методику выполнения изыскательских работ, результаты изысканий, выводы и заключения.
4.2. Требования к проектной документации:
4.2.1. Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (в необходимом объеме).
Оформление проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
4.2.1.1. Пояснительная записка (основание для разработки проекта, месторасположение объекта, краткая характеристика водного объекта, современное экологическое состояние водного объекта и прилегающей территории, изложение и обоснование основных проектных решений по объекту, технологическая последовательность выполнения работ).
4.2.1.2. Проект организации строительства (технология выполнения дноуглубительных работ, ведомости объемов работ, потребности в материальных и технических ресурсах, места размещения/утилизация земляных масс и мусора, календарный план выполнения работ).
4.2.1.3. Перечень мероприятий но охране окружающей среды. В данном разделе разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды в период производства работ, направленные на снижение загрязнения атмосферного воздуха от работающей техники, защите от шума, охране почвы, мероприятия по обращению с отходами - состав, объем, класс опасности отходов, образующихся при выполнении работ, порядок их вывоза и размещения/утилизации, а также мероприятия по охране водной среды. Необходимо предусмотреть в проекте места временного (до завершения работ) складирования извлекаемых донных грунтов.
4.2.1.4. Проектные решения должны приниматься на основании технико-экономического сравнения вариантов проведения работ с выбором наиболее экономически выгодного варианта размещения донного грунта с возможным размещением на своем участке, после определения класса опасности. Предоставить обоснование о возможном размещении донного грунта, для согласования Заказчику.
4.2.1.5. Чертежи: ситуационный план, стройгенплан, продольный и поперечные профили водного объекта, картограмма извлекаемых земляных масс.
4.2.1.6. Сметная документация выполняется в соответствии с "Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции. капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", утвержденной приказом от 04.08.2020 N 421/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Сметная документация разрабатывается с использованием территориальной сметно-нормативной базы ТСНБ "ГОСЭТАЛОН 2012 редакции 2014-2017 годов" в редакции распоряжения Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 05.10.2015 N 196-р с учетом изменений, внесенных распоряжениями Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 01.07.2016 N 119-р и от 29.12.2016 N 257-р.
Накладные расходы начисляется согласно Методике по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости в строительстве (Приказ Минстроя России от 21.12.2020 N 812/пр).
Сметная прибыль начисляется согласно Методике по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметой стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (утверждена Приказом Минстроя России от 11.12.2020 N 774/пр).
Сметная документация разрабатывается в двух уровнях цен, базовом и текущем. Пересчет стоимости в текущий уровень цен осуществляется с использованием индексов пересчета, разработанных СПб ГКУ "Центр мониторинга и экспертизы цен" и утвержденных Комитетом по государственному заказу СПб.
Цены на материалы, изделия и конструкции определяются по Территориальному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ТССЦ-2001) и Реестру цен на основные товары для заказчиков Санкт- Петербурга.
Цены, не вошедшие в состав ТССЦ-2001, должны быть определены на основании исходных данных (прайс-листов) организаций производителей или поставщиков материальных ресурсов.
4.3. Электронные материалы должны передаваться на лазерном компакт-диске в жестком (футляре для хранения CD с этикеткой, содержащей информацию об организации, предмете, номере и дате Контракта, годе выполнения отчета.
Работы по Контракту в установленный срок в полном объеме Участником выполнены не были.
Претензией от 01.12.2022 N 02-1011/22-0-0 Заказчиком Участнику было предложено в срок до 05.12.2022 предоставить проектную документацию на согласование, а также приступить к исполнению взятых на себя обязательств в соответствии с Контрактом.
В установленный в претензии срок проектную документацию на согласование Заказчику Участник не представил.
15.122022 Участником в адрес Заказчика посредством единой информационной системы в сфере закупок представил документ о приемке и проектно-сметную документацию.
В соответствии с п.п. 5.5 и 5.6 Контракта для проверки результатов выполненных работ в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты. экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. По результатам проведения экспертизы оформляется заключение.
В соответствии с указанными пунктами Контракта 20.12.2022 Заказчиком была проведена экспертиза представленной проектно-сметной документации, в результате которой были выявлены недостатки в выполненных Работах.
В соответствии с п. 5.11 Контракта 21.12.2022 Заказчик направил Участнику мотивированный отказ от подписания документа о приемке по причине того, что представленный состав проектно-сметной документации разработан в недостаточном объеме для производства работ. Работы не могут быть приняты, срок устранения выявленных недостатков в представленном результате Работ установлен до 23.12.2022.
23.12.2022 Участником в адрес Заказчика посредством единой информационной системы в сфере закупок повторно представлен документ о приемке и проектно-сметной документации.
26.12.2022 Заказчиком вновь была проведена экспертиза повторно представленной проектно-сметной документации, в результате которой также были выявлены недостатки в выполненных Работах.
26.12.2022 Заказчик направил Участнику мотивированный отказ от подписания документа о приемке по причине того, что представленный состав проектно-сметной документации разработан в недостаточном объеме для производства работ, Работы выполнены с нарушением условий Контракта.
Таким образом, срок выполнения Работ по Контракту истек и все Работы по Контракту должны быть выполнены 15.12.2022, проектно-сметная документация должна была быть сдана Заказчиком 15.12.2022, однако на момент принятия Решения 30.12.2022 Работы не выполнены, все указанные в Контракте исследования и согласования не произведены, заключение проверки достоверности определения сметной стоимости на выполнение работ по дноуглублению отсутствует.
Таким образом, Заказчик пришел к выводу, что окончание Работ по Контракту к установленному Контрактом сроку явно невозможно, поскольку сроки уже пропущены.
В связи с вышеизложенным и на основании ч.ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ, п. 8.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "РЕСКЬЮ ШОП" не уклонялось от исполнения Контракта, при этом предпринимало все возможные меры для его исполнения. Однако в ходе исполнения Контракта открылись новые обстоятельства, которые не позволили выполнить обязательства по Контракту в полном объеме (письмо капитана Морского порта "Большой порт Санкт-Петербурга" от 07.12.2022). О сложившейся ситуации Заказчик был уведомлен ООО "РЕСКЬЮ ШОП".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РЕСКЬЮ ШОП" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку неисполнение обязательств по Контракту произошло не по вине ООО "РЕСКЬЮ ШОП".
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "РЕСКЬЮ ШОП" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕСКЬЮ ШОП" (ИНН: 7806567581), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2023 г. N РНП-78-148/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023