Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 880-ЭП/23 от 13.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинской одежды в 2022 году (1) (извещение N 0372100041322000284),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинской одежды в 2022 году (1) (извещение N 0372100041322000284) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 655 487,43 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" заключен государственный контракт N 284г/т22 от 04.07.2022 на сумму 294 969,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае существенных нарушений Участником обязательств по Контракту, к которым в том числе относится:
- отказ Участника передать Заказчику товар или принадлежности к нему (п. 1 ст. 463, абз. вт. ст. 464 ГК РФ);
- существенное нарушение Участником требований к качеству товара, а именно: обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- невыполнение Участником в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480 ГК РФ);
- неоднократное нарушение Участником сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинской одежды в 2022 году (1) (далее - Товар) партиями, в течение 10 (десяти) рабочих дней, по предварительной заявке Заказчика (п. 2.2 Контракта).
30.09.2022 Участником была получена заявка N 60 на поставку Товара на сумму 294 696,00 рублей.
18.11.2022 Участником поставлена часть Товара на сумму 196 384,50 рублей в соответствии со счет-фактурой N 413 от 17.11.2022, т.е. с нарушением сроков поставки.
Оставшаяся часть Товара на сумму 98 311,50 рублей по заявке от 90.09.2022 N 60 в адрес Заказчика не была поставлена.
В ходе осмотра Товара по всем поставленным изделиям был выявлен дефект, уведомление о вызове представителя Участника для совместной приемки Товара. Заключение о поверке Товара N 1 -Э-22 от 18.11.2022 было направлено в адрес Участника.
Товар, не соответствующий условиям Контракта на сумму 196 384,50 рублей был возвращен в адрес Участника.
Согласно п. 9.1.5. Участник обязан в течении 3 (трех) рабочих дней с момента уведомления Заказчиком заменить некачественный товар или товар, несоответствующий условиям Контракта или восполнить его недостачу. Товар, несоответствующий Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и/или некачественный товар или товар, несоответствующий условиям Контракта, и расходы по его замене оплате Заказчиком не подлежат.
Обязательства по замене некачественного Товара на сумму 196 384,50 рублей Участником не было исполнено.
По состоянию на 19.12.2022 Товар не был поставлен Участником, претензии не удовлетворены.
Таким образом, Участник неоднократно нарушил сроки исполнения Контракта, что является существенным нарушением условий Контракта
В связи с вышеизложенным на основании п. 1 ст. 463 и п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.5 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что претензия Заказчика по замене Товара была удовлетворена ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС", Товар на сумму 196 384,50 рублей заменен, принят и оплачен Заказчиком.
Причиной неисполнения обязательств по поставке оставшейся части Товара является объявленная 21.09.2022 частичная мобилизация, что подтверждается информационным письмом от контрагента ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС".
ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" предприняло попытки найти альтернативного производителя продукции по Контракту и предложить Заказчику продукцию с улучшенными характеристиками, но, к сожалению, такой производитель не был найден. После чего ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" в ходе общения с Заказчиком неоднократно просило рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, но Заказчик отказал в таком расторжении.
21.12.2022 Заказчиком было инициировано расторжение Контракта в одностороннем порядке.
28.12.2022 ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" направило в адрес Заказчика гарантийное письмо с просьбой прекращения процедуры расторжения Контракта в одностороннем порядке и поставке Товара, но ответа от Заказчика не последовало.
Вместе с тем 30.11.2022 ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" за ненадлежащее исполнение условий Контракта были оплачены пени по Контракту на сумму 5 752,68 рублей.
В период с 01.08.2021 по настоящее время ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" были успешно исполнены 151 контракт на сумму более 102 миллиона рублей, что также косвенно указывает на добросовестность ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС", как поставщика. На текущий момент у ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" в разной стадии исполнения находятся 45 контрактов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" были направлены на исполнение Контракта и никак не на уклонение от его исполнения. ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" предпринимало все зависящие от него действия с целью исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТИМ ТРЕЙДЕРС" (ИНН: 9721090751), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2023 г. N РНП-78-150/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023