Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ЦБС Колпинского района" (далее - Заказчик):
ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 881-ЭП/23 от 13.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт входной зоны с учётом доступности МГН с оборудованием пандуса и установкой электроподъемника в зрительном зале Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, дом 50 (извещение N 0372200113522000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт входной зоны с учётом доступности МГН с оборудованием пандуса и установкой электроподъемника в зрительном зале Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, дом 50 (извещение N 0372200113522000014) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 234 319,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" заключен государственный контракт N 34 от 12.09.2022 на сумму 501 012,45 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
12.4.1. Если Участник в течение трех рабочих дней не приступил к выполнению работ.
12.4.2. Если Участник выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным.
12.4.3. Неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом.
12.4.4. В случае просрочки выполнения работ Участником на 10 дней и более.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт входной зоны с учётом доступности МГН с оборудованием пандуса и установкой электроподъемника в зрительном зале Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система Колпинского района Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, дом 50 (далее - Работы) в течение 90 (девяноста) календарных дней с момента подписания акта в соответствии с п. 2.1.1 Контракта, включая этап согласования в (п. 2.1.2 Контракта).
Акт о передаче документов, содержащих исходные данные, был подписан сторонами Контракта 15.09.2022, в связи с чем, Работы должны быть выполнены не позднее 15.12.2022.
При этом, в соответствии с п. 17 Задания (Приложение N 1 к Контракту) Участник обязан согласовать документацию с Заказчиком, Отделом социальной защиты населения Администрации Колпинского района, КГА (ОПС КГА; УГС КГА), отделом надзорной деятельности Колпинского района УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу.
Несмотря на это, по состоянию на 30.12.2022 обязательства по Контракту Участником не были выполнены, вышеуказанные согласования Участником не получены, документы, подтверждающие выполнение Участником обязательств по получению вышеуказанных согласований, в адрес Заказчика не предоставлены.
Таким образом, Участником нарушены сроки выполнения Работ на 10 дней и более.
В соответствии с п. 12.4.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в случае просрочки выполнения Работ Участником на 10 дней и более.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" была разработана проектно-сметная документация на ремонт входной зоны с учётом доступности МГН с оборудованием пандуса и установкой электроподъемника в зрительном зале, в том числе выполнены разделы:
1. ПЗ "Пояснительная записка";
2. АС "Архитектурно-строительные решения";
3. ОЭМ "Силовое электроснабжение. Электрическое освещение";
4. ОДИ "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов";
5. ООС "Перечень мероприятий по охране окружающей среды";
6. ПОС "Проект организации строительства";
7. ПБ "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
8. СМ "Сметная документация".
Как того и требует техническое задание п. 11 заключенного Контракта.
Проектно-сметная документация ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" была передана Заказчику 30.12.2022 на бумажных носителях в 4-х экземплярах, что подтверждается письмом N б/н от 30.12.2022, а также 30.12.2022 направлена посредством размещения на Официальном сайте.
Результаты Работ приняты Заказчиком по Акту приема-передачи 30.12.2022, подтверждаем сканом Акта приёма-передач.
В тот же день 30.12.2022 Заказчик отправил на электронную почту Участника решение об одностороннем расторжении Контракта, указывая о нарушениях, но не разъясняя о каких именно.
Мотивированный отказ Заказчик отправил лишь 12.01.2023.
По мнению Заказчика, Участником был нарушен п. 2.11. Контракта.
Однако, Участник в адрес Заказчика направлял информацию (отчет) о проделанной работе, представлял необходимые для согласования документы, в том числе запрошенные Заказчиком, что подтверждается перепиской по электронной почте.
Заказчик в Мотивированном отказе утверждает, что Участник не уведомил Заказчика о завершении Работ по Контракту и готовности Работ к сдаче-приемке.
Однако данная информация не соответствует действительности, так как Участник 05.12.2022 направил проектно-сметную документацию в адрес Заказчика на электронную почту, что подтверждается скриншотом, а также Участником Заказчику передано сопроводительное письмо с пакетом документов 30.12.2022.
В статье 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его Заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии с п. 13 Задания, Участником при проектировании проработаны варианты, для выбора оптимальных решений по обеспечению доступа инвалидов и МГН, а также их эвакуация с объекта в случае пожара или чрезвычайной ситуации в соответствии с СП 59.13330.2020.
По мнению Заказчика, в представленной на согласование проектно-сметной документации допущены нарушения требований Свода правил 59.13330.2020:
1. "Отсутствует информация о наличии навеса над входной площадкой, при том, что Сводом правил установлено, что входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, оборудованный водоотводом".
Требование о наличии навеса над входной группой было установлено в СП 59.13330.2012, а в СП 59.13330.2016 данное требование было отменено.
В СП 59.13330.2020 требование о наличии навеса над входом, так же отсутствует, в связи с чем данное замечание Заказчика необоснованное. В п. 6 требование о наличии навеса над входом, отсутствует.
2. "Отсутствует информация о габаритах входного тамбура при том, что в соответствии с п. 6.1.8 СП глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45-м при ширине не менее 1,6-м"
Согласно условиям Контракта, проектирование осуществляется в существующем здании, которое не предполагает проведение капитального ремонта, реконструкции, внесения изменений в существующие характеристики входного тамбура (то есть увеличения/уменьшения помещения). В существующие габариты входного тамбура изменения не вносятся, остаются в соответствии с представленным Заказчиком техническим планом.
3. Уклон пандуса, ведущего из коридора 103 к коридор 105 (лист 2 ПЗ), превышает нормативное значение, при том, что в соответствии с п. 6.2.9 СП инвентарный пандус должен соответствовать следующим параметрам: ширина - не менее 0,8 м; продольный уклон не более 1:12.
Согласно примечанию к п. 6.2.9 СП, при реконструкции здания, его приспособлении и на объектах культурного наследия допускается использовать: пандус инвентарный, платформу подъемную вертикального перемещения, в стесненных условиях платформу подъемную наклонного перемещения.
В соответствии с 3.17 СП пандус инвентарный: устройство временного или эпизодического использования (сборно-разборный, откидной, выдвижной, приставной, перекатный), используемый для преодоления дверных порогов, кабелей, перепадов высот.
Согласно п 3.26 СП стесненные условия: существующие условия сложившейся застройки или рельефа местности, а также пространство зданий и сооружений с конструктивными ограничениями, размеры которых не позволяют организовать доступные для МГН пути движения и места обслуживания (по ширине, длине или высоте).
Согласно условиям Контракта, проектирование осуществляется в существующем здании, которое не предполагает проведение капитального ремонта, реконструкции, изменения в существующие характеристики лестницы и (или) помещений.
Таким образом, выбранный в проектно-сметной документации уклон пандуса, является единственно возможным.
4. Отсутствует информация о габаритах свободного пространства перед подъемными платформами, при том, что в соответствии с п. 6.2.17 СП свободная площадка перед платформой подъемной должна быть не менее 1,6х1,6 м.
Согласно условиям Контракта, проектирование осуществляется в существующем здании, которое не предполагает проведение капитального ремонта, реконструкции, внесения изменений в существующие характеристики помещений (то есть увеличения/уменьшения помещений). В существующие габариты помещения изменения не вносятся, остаются в соответствии с представленным Заказчиком техническим планом.
5. "Указано на наличие лестницы, однако отсутствует об ее параметрах, отсутствует информация о ширине поступей, высоте ступеней, ширине марша лестниц, подступенках, наличие бортиков".
Согласно условиям Контракта, проектирование осуществляется в существующем здании, которое не предполагает проведение капитального ремонта, реконструкции, изменения в существующие параметры лестницы (ширину поступей, высоту ступеней, ширину марша лестниц и т.д.) не могут быть внесены.
6. "Отсутствует информация о параметрах поручней".
Данная информация не соответствует действительности, в проектно-сметной документации (разделах АС, ОДИ, СМ), указывается, что поручни должны соответствовать ГОСТ Р 51261-2017 (п. 5.1.5 форма и размеры, п. 5.2 требования к установке), в разделе СМ проектно-сметной документации проведен расчет стоимости поручней с диаметром 30 мм (для детей) и 50 мм (для взрослых).
Таким образом, Участником при проектировании в существующем здании (не предполагающим капитального ремонта и (или) проведения реконструкции) проработаны все возможные варианты, для выбора оптимальных решений по обеспечению доступа инвалидов и МГН, а также их эвакуацию с объекта в случае пожара или чрезвычайной ситуации в соответствии с СП 59.13330.2020.
Согласование с Комитетом градостроительства и архитектуры имеется, как и говорил Участник Заказчику согласование КГА не требуется.
Так же Участником представлено письмо от Управления по Колпинскому району Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, в котором говорится об отсутствии необходимости согласования проектной документации.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" были направлены на исполнение Контракта и никак не на уклонение от его исполнения, ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" предпринимало все зависящие от него действия с целью исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Проектное бюро "ГрадоСтройПроект" (ИНН: 0269043071), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 января 2023 г. N РНП-78-151/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023