Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик);
представителей ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29559/22 от 18.11.2022) на действия СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по контролю эксплуатационных параметров, дозиметрическим измерениям и определению радиационнного выхода для расчета индивидуальных доз пациента, кратности воздухообмена, освещенности, замеру контура защитного заземления с оформлением технического паспорта в рентген кабинетах в СПб ГБУЗ "Городская больница N40" в 2022 году (извещение N 0372200047722000523) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047722000523.
Начальная (максимальная) цена контракта 608 899,94 рублей
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось: в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования нормы при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В соответствии с пунктом 2.1 Технического задания результатом работ является выдача Заказчику технического паспорта рентгеновского кабинета и передвижного рентгеновского аппарата (далее - Технический паспорт) оформленный в СПб ГБУЗ МИАЦ "Городской организационно-методический центр рентгенологии и радиологии".
Согласно пояснениям заказчика, технический паспорт является документом, удостоверяющим техническое состояние рентгенодиагностической аппаратуры (РДА), дополнительного оборудования и средств защиты от ионизирующего излучения рабочих мест персонала кабинета и примыкающих к кабинету помещении и подтверждающий соответствие их характеристик к нормативно-технической документации и отечественным стандартам (п. 1.1. документа Минздрава России от 02.08.2002 "Технический паспорт на рентгеновский диагностический кабинет"). Паспорт может быть выдан на срок до 0,5 - 1,0 года при обнаружении непринципиальных отклонений аппарата от паспортных данных (отклонение уставок тока и напряжения на значение больше допустимого до 2 раз) (п. 3.5. документа Минздрава России от 02.08.2002 "Технический паспорт на рентгеновский диагностический кабинет").
При несоответствии измеренных значений указанным в нормативной, технической документации или в стандартах на соответствующую аппаратуру или кабинет, Технический паспорт не может быть выдан (п. 6.2. документа Минздрава России от 02.08.2002 "Технический паспорт на рентгеновский диагностический кабинет"). При серьезных нарушениях в работе аппарата (кабинета) действие паспорта и работа кабинета (аппарата) приостанавливаются до проведения соответствующего ремонта или замены.
В случае невозможности разработки и согласования Технического паспорта по вышеуказанным причинам, Технический паспорт Исполнителем не оформляется, но Заказчик оплачивает Исполнителю непосредственно произведенные замеры, так как Извещением о проведении запроса котировок в электронной форме определен перечень, объем и цена каждого конкретного замера. При этом если у Заказчика возникают сомнения в качестве проведенных замеров, которые привели к невозможности разработки и согласования технического паспорта, он обязан, в соответствии с пп. "д" п. 3.4 Контракта и ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе, провести экспертизу предусмотренных контрактом оказанных услуг. В случае выявления экспертизой нарушений требований контракта, приемка таких замеров с последующей оплатой не производится.
2. В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении электронного запроса котировок для закупки пп. 1 п. 1.2 р. 1 и п. 2 р. 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N 3 к Извещению) установлены требования к участнику закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
1. Установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на право осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). (основание: пп. 17 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", N 5473, 06.05.2011 г.) подтверждается записью в реестре лицензий. Во исполнение данного требования участником закупки предоставляются сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления в виде документа, содержащего сведения о действующей лицензии:
- выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования или ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
2. Установлено требование о наличии у участника закупки аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области радиационного контроля (основание: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 N 8 "О введении в действие СанПиН 2.6.1.1192-03" (вместе с "СанПиН 2.6.1.1192-03. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.02.2003). Во исполнение данного требования участником закупки предоставляются:
- копия документа, подтверждающего наличие у Участника аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области радиационного контроля.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2019 N478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу указанного Закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами РФ, измененными указанным Законом, до 1 января 2022 г.
Следовательно, после 1 января 2022 г. сведения обо всех (в т.ч. ранее выданных) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий. Таким образом, после 1 января 2022 г. Подтверждением наличия у участника лицензии является только выписка из реестра лицензий.
3. В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению пп. 1 п. 1.2 р. 1 и п. 2 р. 2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N 3 к Извещению) установлены требования к участнику закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
1. Установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на право осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). (основание: пп. 17 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", N 5473, 06.05.2011 г.) подтверждается записью в реестре лицензий. Во исполнение данного требования участником закупки предоставляются сведения о регистрационном номере лицензии и дате ее предоставления в виде документа, содержащего сведения о действующей лицензии:
- выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования или ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
2. Установлено требование о наличии у участника закупки аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области радиационного контроля (основание: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 N 8 "О введении в действие СанПиН 2.6.1.1192-03" (вместе с "СанПиН 2.6.1.1192-03. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.02.2003). Во исполнение данного требования участником закупки предоставляются:
- копия документа, подтверждающего наличие у Участника аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области радиационного контроля.
В соответствии с пунктом 2.1 Технического задания результатом работ является выдача Заказчику технического паспорта рентгеновского кабинета и передвижного рентгеновского аппарата (далее - Технические паспорта) оформленные в СПб ГБУЗ МИАЦ "Городской организационно-методический центр рентгенологии и радиологии". То есть основной целью данной закупки является получение Заказчиком Технических паспортов. Основными замерами для получения паспорта являются замеры по радиационному контролю, ввиду чего Заказчиком и установлено требование о наличие у Участника закупки аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в области радиационного контроля.
При этом, для получения Технического паспорта необходимо провести также сопутствующие замеры нерадиационных факторов.
В соответствии с пп. "а" п. 3.1 Контракта Исполнитель вправе привлекать к выполнению настоящего Контракта соисполнителей. В отношении соисполнителей Исполнитель выполняет функции заказчика. Исполнитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в рамках оказания соответствующих услуг в соответствии с гражданским законодательством. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Исполнителем не освобождает Исполнителя от выполнения условий настоящего Контракта.
То есть, Исполнителю предоставлена возможность несамостоятельно выполнять нерадиационные замеры, вследствие чего Заказчик не устанавливал в требованиях к Участникам наличие у них соответствующих аккредитаций, при этом пунктом 3.2 Технического задания предусмотрев предоставление таких документов перед началом выполнения работ (либо в части Исполнителя, либо в части специализированной организации привлеченной исполнителем), что не нарушает требования Законодательства РФ.
4. Технический паспорт утверждается руководителем рентгеновского центра (РРО) региона (п. 2.4 документа Минздрава России от 02.08.2002 "Технический паспорт на рентгеновский диагностический кабинет"). Техническая паспортизация рентгеновских кабинетов (аппаратов) в г. Санкт-Петербург осуществляется Городским центром лучевой диагностики и лучевой терапии (ГЦ ЛД и ЛТ) (п. 1.2 распоряжения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга N 387-р от 23 декабря 2004 г). Функции Городского центра лучевой диагностики и лучевой терапии (ГЦ ЛД и ЛТ) в г. Санкт-Петербурге выполняет СПб ГБУЗ МИАЦ "Городской организационно-методический центр рентгенологии и радиологии" (далее - орган согласования), который является правопреемником ГЦ ЛД и ЛТ при СПб ГУЗ ГКДЦ N 1.
Заказчик вправе определить обязанность по согласованию технического паспорта в органе согласования на исполнителя. Отсутствие указания о согласовании технического паспорта в учреждении и (или) органе исполнительной власти без указания конкретного учреждения не является нарушением действующего Законодательства РФ. При этом, при выявлении органом согласования несоответствий в предоставленном Исполнителем Техническом паспорте (в случае проведения согласовательных мероприятий Исполнителем), исключается возможность Исполнителя произвести недобросовестные действия по отношению к Заказчику и уйти от исполнения обязательств по Контракту, в части верного и точного заполнения Технического паспорта.
Объектом закупки является оказание услуг по контролю эксплуатационных параметров, дозиметрическим измерениям и определению радиационного выхода для расчета индивидуальных доз пациента, кратности воздухообмена, освещенности, замеру контура защитного заземления с оформлением технического паспорта в рентгенкабинетах, что соответствует установленному коду ОКПД2 71.20.19.190 - Услуги по техническим испытаниям и анализу прочие, не включенные в другие группировки (согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности"). Оформление и согласование технического паспорта является прямым следствием проведения технических испытаний и анализа полученных данных, что не противоречит примененному коду ОКПД2 и не нарушает Законодательство о защите конкуренции.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе либо на заседании Комиссии УФАС не приведены доказательства того, что требования к участникам закупки и описание объекта закупки влекут ограничение количества участников закупки и не позволяют заполнить заявку на участие в запросе котировок.
Данное обстоятельство не соответствует части 1, пункту 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку жалоба должна содержать развернутые доводы, позволяющие однозначно установить, что при таком описании объекта закупки участник закупки на стадии подачи заявок не сможет представить предложение, отвечающее потребностям Заказчика, по объективным причинам.
Кроме того, в нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе не приложены, на заседании Комиссии УФАС не представлены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Доказательств обратного в материалах дела не содержится, Заявителем на заседании Комиссии УФАС не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2022 г. N 44-3995/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023