Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "АУГСГиП" (далее - Заказчик):
ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 1319-ЭП/23 от 18.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку многозонного комплекса дистанционного радиомониторинга ST154E+POE с антенным коммутатором по специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование" (извещение N 0372200106922000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку многозонного комплекса дистанционного радиомониторинга ST154E+POE с антенным коммутатором по специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование" (извещение N 0372200106922000058) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 150 600,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" заключен государственный контракт N 0372200106922000058 от 31.10.2022 на сумму 150 600,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.4, 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 31.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался осуществить поставку многозонного комплекса дистанционного радиомониторинга ST154E+POE с антенным коммутатором по специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование" (далее - Товар) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 6.1 Контракта).
05.12.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе мотивированный отказ от 05.12.2022 N 3522 от подписания документа о приемке поставленного Участником Товара. В комплектации Товара отсутствовал анализатор базовых станций и Flash накопитель с руководством по эксплуатации и программным обеспечением, что послужило основанием для отказа от приемки Товара Заказчиком.
30.12.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе мотивированный отказ от 30.12.2022 N 3768 от подписания документа о приемке повторно поставленного Товара, поскольку по результатам проверки выявлены несоответствия поставленного Товара условиям Контракта, послужившие основанием для отказа от приемки Товара:
Согласно Приложению N 3 к Контракту "Спецификация", поставщик обязан поставить товар в следующей комплектации: Контрольный модуль, Блок питания, Кабель RJ-45, Анализатор базовых станций, Flash накопитель с руководством по эксплуатации и программным обеспечением.
Поставленный Участником Анализатор базовых станций ST181 не является новым товаром: видны следы использования, царапины на корпусе, отсутствует ножка, прибор неработоспособен - при попытке подключения возникает ошибка "ST181 ошибка СОМ порта".
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 2.3.3 Приложения N 1 к Контракту "Техническое задание", поставляемый товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
Согласно п. 6.3 Контракта поставка товара осуществляется единовременно и в полном объеме.
Согласно п. 2.1.5 контракта заказчик вправе отказаться от принятия и оплаты товара, не соответствующего требованиям настоящего Контракта.
В п. 1 ст. 479 ГК РФ, закреплено, что, если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), такое обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект.
Таким образом, некомплектный товар считается непоставленным.
В силу п. 1 ст. 519 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 480 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.
Участник, надлежащим образом уведомленный Заказчиком о некомплектности Товара, не доукомплектовал и не заменил Товар на комплектный.
На основании п. 2 ст. 480 ГК в таком случае заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.
В связи с изложенным и на основании п. 2 ст. 480 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.5. Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" добросовестно выполнило все условия Контракта, что цели уклониться от его исполнения ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" не имело, все обязательства по Контракту были исполнены, в связи с чем в адрес Заказчика ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" была направлена соответствующая претензия (N003 от 12.01.2023).
Согласно данной претензии, Участник выразил несогласие с отказом Заказчика от приемки Товара ввиду следующего:
В день определения поставщика, 18.10.2022, с целью своевременного выполнения будущего Контракта, не дожидаясь его заключения, ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" у производителя оборудования "ST154E+POE с антенным коммутатором" ООО "Сигнал-Т" (г. Санкт- Петербург) был запрошен счет на его приобретение в указанном в Контракте комплекте, который был получен 18.10.2022 и оплачен 18.10.2022 платежным поручением N 247 на сумму 181 300,00 рублей.
Контракт был подписан Участником (с предоставлением обеспечения исполнения на сумму 30 120,00 рублей, оборудование было заказано, оплачено и получено Участником 24.10.2022 (УПД N 59 от 24.10.2022).
14.11.2022 Товар был отгружен в Заказчику (в ЕИС сформирован УПД N 38 от 14.11.2022) по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 24-28 курьерской службой "Мэйджор-Экспресс" вместе с обеспечением исполнения гарантийных обязательств на сумму 7 530,00 рублей в виде банковской гарантии.
Заказчик провел проверку (экспертизу) поставленного Товара, не уведомив Участника о месте, дате и времени ее проведения и спустя 21 день после получения Товара, 05.12.2022 вынес мотивированный отказ от приемки товара, ссылаясь на отсутствие в комплекте анализатора базовых станций сотовой связи и флэш-накопителя с ПО.
При этом флэш-накопитель с ПО в комплекте был, а анализатор базовых станций сотовой связи является отдельным устройством ST181 прайсовой стоимостью 100 000,00 рублей, не входит и никогда не входил в состав изделия "Многозонный комплекс дистанционного радиомониторинга ST154E+POE с антенным коммутатором".
Тем не менее, ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ", руководствуясь спецификацией заключенного Контракта и требованиями Заказчика, принял решение об устранении указанного замечания, для чего 13.12.2022 забрал Товар курьерской службой "Мэйджор Экспресс" для доукомплектования и настройки работы с анализатором базовых станций сотовой связи ST181 на производственной базе изготовителя оборудования ООО "Сигнал-Т".
В процессе доукомплектования производителем были установлены факты несанкционированного вскрытия корпуса изделия ST154E и попытки стороннего вмешательства в программу ПЗУ. При этом Участник не стал предъявлять Заказчику претензию, взял всю ответственность на себя, заказал срочное доукомплектование и настройку изделия в соответствии с требованиями Заказчика.
28.12.2022 Товар с учетом устранения всех замечаний, изложенных в мотивированном отказе от 05.12.2022, повторно был отгружен Заказчику (в ЕИС сформирован УПД N44 от 28.12.2022) в пределах установленного Контрактом срока (по 30.12.2022). При этом Участник вынужден был повторно оформить обеспечение исполнения гарантийных обязательств на сумму 7 530,00 рублей платежным поручением, так как выданная ранее банковская гарантия уже не соответствовала по сроку действия требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик повторно провел проверку (экспертизу) поставленного Товара, снова не уведомив Участника о месте, дате и времени ее проведения и 30.12.2022 повторно вынес мотивированный отказ от приемки Товара за исх. N 3768, ссылаясь на то, что поставленный анализатор базовых станций сотовой связи ST181 не является новым и при попытке подключения выдает ошибку COM-порта.
По словам представителя Участника, поставленный Товар ST181 был новый, прошедший приемку ОТК производителя и полностью работоспособный. При этом Заказчик на связь с Участником не выходил, консультацию по подключению и работе изделия ST181 с комплексом ST154E не запрашивал, а все попытки Участника связаться с техническим специалистом (или специалистами) Заказчика для выяснения обстоятельств приемки не увенчались успехом.
На следующий день, 31.12.2022, который официально является выходным днем, Заказчик вынес решение об одностороннем расторжении контракта за исх. N 3769, о чем Участнику стало известно только на следующий рабочий день, 09.01.2023, что считается датой надлежащего уведомления Участника.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО НПП "ПЯТЫЙ ФОРТ" (ИНН: 7724353518), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2023 г. N РНП-78-162/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023