Резолютивная часть решения оглашена 19.01.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП (далее - заявитель, общество) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг передаче неисключительного права на использование антивирусного программного обеспечения для нужд ГБУ "Владимирская станция по борьбе с болезнями животных" (извещение N 0128200000122009301) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика ГБУ "Владимирская областная станция по борьбе с болезнями животных" (доверенность от 17.01.2023 N б\н), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 09.01.2023 N 10), заявителя - ИП
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Машкевича В.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг передаче неисключительного права на использование антивирусного программного обеспечения для нужд ГБУ "Владимирская станция по борьбе с болезнями животных" (извещение N 0128200000122009301).
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого электронного аукциона составлена с нарушениями требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В частности заявитель в жалобе указал, что совокупности требований технического задания извещения о проведении указанной закупки соответствует продукция единственного поставщика (лаборатории Касперского), что ограничивает право заявителя на участие в закупке с иным товаром (антивирусное ПО "Доктор Веб").
Кроме того, по ряду характеристик ("запуск специальной задачи для обнаружения уязвимостей в приложениях, установленных на компьютере с возможностью предоставления отчета по обнаруженным уязвимостям", "в программном средстве защиты смартфонов для ОС Apple iOS должны быть реализованы следующие функциональные возможности", "поддержка мультиарендности для серверов управления", "функция управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM", "централизованное удаление (ручное и автоматическое) несовместимых приложений средствами центра управления", "возможность отправки SMS-оповещений о заданных событиях", "возможность установки в облачной инфраструктуре Microsoft Azure и Google Cloud", "Kasperky Security Center 13 Linux предназначен для развертывания и управления защитой устройств с операционной системой Linux с помощью сервера администрирования на базе Linux в соответствии с требованиями чистых сред Linux") поставить заказчику указанное программное обеспечение не представляется возможным ввиду использования нестандартных параметров в техническом задании, которые не определяют функциональные и технические возможности антивирусного ПО, либо являются устаревшими, либо указывают на совместимость с программным обеспечением, производителями которого введены санкции в отношении Российской Федерации.
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку закупки, рассмотреть жалобу по существу, обязать заказчика устранить допущенные нарушения, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Представитель заказчика по существу жалобы пояснил следующее.
При формировании закупки состав техники Заказчика нигде не раскрывался, указано только количество лицензия на 144 рабочих места\144 рабочих станций. Рабочими станциями у Заказчика могут быть и мобильные компьютеры, и устройства под управлением Android и Linux систем. Поддержка этих ОС указана в ТЗ.
В техническом задании установлены требования к закупаемому товару, который необходим и требуется при работе в учреждении, а именно запуск специальной задачи для обнаружения уязвимостей в приложениях, установленных на компьютере с возможностью предоставления отчета по обнаруженным уязвимостей.
Учреждению, неважно в каком виде данная функция будет присутствовать в программном обеспечении, но данная функция должна быть.
В программном средстве защиты смартфонов для ОС Apple iOS должны быть реализованы следующие функциональные возможности (и далее текст) - под ОС компании Apple не существует антивирусного ПО, поэтому понятие "средство защиты" в данном контексте само по себе не верно
В описании объекта закупки и не говорится об Антивирусном ПО, а говориться о средствах защиты (и далее текст) Все функциональные возможности указанные в описании имеют место быть и действуют.
Поддержка мультиарендности (multi-tenancy) для серверов управления сомнительная маркетинговая особенность, единая программа на несколько объектов ставит под угрозу все их, если выходит из строя
Функциональное требование Заказчика, актуальную и перспективную систему безопасности Заказчик в своей мулыивариантной сети планирует и строит самостоятельно без учета маркетинговых особенностей.
Ссылка на Wikipedia не является нормативной, т.к. Wikipedia - сборник, непроверенных с точки зрения законодательства, мнений специалистов.
Функция управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM под ОС компании Apple не существует антивирусного ПО, поэтому понятие "средство защиты" в данном контексте само по себе не верно
В описании объекта закупки и не говорится об Антивирусном ПО, а говориться о средствах защиты (и далее текст) Все функциональные возможности указанные в описании имеют место быть и действуют.
Возможность отправки SMS-оповещений о заданных событиях - могут использоваться push-уведомления, что по сути одно и то же, но отсутствие их упоминания ограничивает конкуренцию.
Заказчику необходима функция именно SMS-оповещений, т.к. часть устройств периодически работают в оффлайн режиме (например Терминалы ветеринара или кассовые аппараты, работающие совместно с переносными компьютерами) централизованное удаление (ручное и автоматическое) несовместимых приложений средствами центра управления указанная функция не является функцией собственно антивирусного программного обеспечения, кроме того, не указано, с чем должны быть несовместимы удаляемые приложения. Данная функция является функцией системы или центра защиты и управления
Возможность установки в облачной инфраструктуре Microsoft Azure и Google Cloud. В статьях на которых ссылается Заявитель говорится о приостановлении подключения новых клиентов., тем не менее сервисы действуют и их предоставление не прекращено для ранее зарегистрированных клиентов.
Кроме того, Учреждение не усматривает в данной закупке какого либо ограничения в отношении Заявителя ИП Машкевич В.В., поскольку по результатам определения поставщика было подано 3 (три) заявки.
В силу изложенного, представитель заказчика полагает, что при осуществлении закупки со стороны заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не допущено и просит признать жалобу ИП Машкевича В.В. необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.12.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N о проведении электронного аукциона на оказание услуг передаче неисключительного права на использование антивирусного программного обеспечения для нужд ГБУ "Владимирская станция по борьбе с болезнями животных" (извещение N 0128200000122009301).
Начальная максимальная цена контракта составляет 245 468,16 рублей.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
По мнению Комиссии, оспариваемые заявителем требования к поставляемому программному обеспечению, указанные в извещении о проведении закупки не являются нестандартными, избыточными, ограничивающими количество участников закупки. Надлежащих документарных доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было.
Вместе с тем, Комиссий установлено, что по позиции "Kasperky Security Center 13 Linux предназначен для развертывания и управления защитой устройств с операционной системой Linux с помощью сервера администрирования на базе Linux в соответствии с требованиями чистых сред Linux", заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок допущено указание на товарный знак. В силу изложенного, извещение о проведении электронного аукциона в данной части нуждается в корректировке в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Машкевича В.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг передаче неисключительного права на использование антивирусного программного обеспечения для нужд ГБУ "Владимирская станция по борьбе с болезнями животных" (извещение N 0128200000122009301) частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение требований части 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 января 2023 г. N 033/06/33-14/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023