Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления Роспотребнадзора по Пермскому Краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "САПФИР ГРУПП" в связи с односторонним отказом Исполнителя от исполнения контракта на оказание транспортных услуг по перевозке сотрудников Управления г. Чайковский (изв. N 0156100006522000022),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100006522000022 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание транспортных услуг по перевозке сотрудников Управления г. Чайковский. Начальная (максимальная) цена контракта - 916 370,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 16.01.2023 N 257/23) рассмотрение обращения было назначено на 18.01.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии 18.01.2023 г. была оглашена резолютивная часть решения в присутствии представителей Управления Роспотребнадзора по Пермскому Краю - Ясинского И.М., Волк-Леонович А.О.
Заслушав представителей Заказчика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
28.11.2022 г. между Заказчиком и ООО "САПФИР ГРУПП" заключен контракт N 12/2023 на оказание транспортных услуг по перевозке сотрудников Управления г. Чайковский на сумму 636 877,15 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, указанных в Контракте, 29.12.2022 г. Заказчиком было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1 Оказание транспортных услуг по перевозке сотрудников (далее - Услуги) в объеме и качестве, указанном в Техническом задании (Приложении N 1 к настоящему Контракту).
1.6. Объем оказываемых услуг 1900 часов.
1.7. Срок оказания услуг с 01 января 2023 года до 31 декабря 2023 года.
3.1. Исполнитель обязан:
3.1.1. По заявке Заказчика качественно оказывать услуги, входящие в предмет настоящего контракта, в течение всего предусмотренного срока оказания услуг.
3.3. Заказчик по настоящему Контракту вправе:
3.3.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения принятых им обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Исполнителя также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22.2 Закона о закупках Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
29.12.2022 г. - Исполнителем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено 29.12.2022 г., Следовательно, датой надлежащего уведомления является - 29.12.2022 г.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2023 г.
Информация об ООО "САПФИР ГРУПП" направлена в адрес Пермского УФАС России лишь 13.01.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках. Заказчик пояснил, что данное нарушение вызвано ошибкой в ЕИС в связи со снятием бюджетных обязательств.
Данное нарушение Заказчика не препятствует исполнению условий Контракта, не нарушает прав Исполнителя.
Общество в пояснениях, направленных в адрес Комиссии, а также в ходе заседания указало следующее.
При заключении государственного контракта выяснилось, что в техническом задании являющимся приложением N 1 к государственному контракту N 12/2023 местом оказания услуг указано "по территории г. Чайковский и за пределами его административных границ по всей территории Пермского края, по конкретным заявкам Заказчика".
После заключения контракта и общения с ответственными сотрудниками, выяснилось, что почти все поездки являются междугородними по всей территории Пермского края.
В соответствии с п. 2.2. государственного контракта N 12/2023 стоимость одного часа транспортных услуг составляет 335,20 рублей за 1 час оказания услуг. В данную стоимость включены все расходы исполнителя, производимые в процессе оказания услуг, в том числе расходы на страхование, оплату налогов, сборов и других обязательных платежей (в том числе ГСМ).
Для исполнения данного контракта необходимо осуществлять поездки по маршруту "г. Пермь- г. Чайковский", расстояние между которыми составляет около 300 км. У ООО "САПФИР ГРУПП" парк автомобилей располагается территориально в г. Перми, своего транспорта в г. Чайковском предприятие не имеет.
Расход топлива используемых автомобилей в среднем составляет 10 литров на 100 километров. Стоимость топлива составляет 48-50 рублей за 1 литр. Таким образом затраты для одного автомобиля для прибытия к месту исполнения контракта составляет около 1500 рублей, которые не входят в оплату по государственному контракту, а также обратный путь будет составлять такую же стоимость.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 Приложения N 1 к извещению о проведении электронного аукциона "Описания объекта закупки" место оказания услуг: По территории г. Чайковский и за пределами его административных границ по всей территории Пермского края, по конкретным заявкам Заказчика. Места подачи автотранспортных средств изложены в техническом задании.
Таким образом, условия контракта, в том числе, объем и место оказания услуг было известно участникам закупки до заключения Контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что ООО "САПФИР ГРУПП" при подаче заявки на участие в электронном аукционе не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, и не ознакомилось с положением извещения и приложениями к нему, что характеризует его поведение как недобросовестное. Как указано ранее, НМЦК - 916 370,00 руб., цена Контракта - 636 877,15 руб., заключенного между Заказчиком и ООО "САПФИР ГРУПП", следовательно, снижение НМЦК составило 30,5 %. Участвуя в аукционе и подавая ценовые предложение Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно было заранее рассчитать возможность исполнения условий контракта по предлагаемой цене.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что изменение обстоятельств, которое можно расценивать как существенное и влекущее расторжение Контракта, в данном случае не усматривается.
Своими действиями ООО "САПФИР ГРУПП" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Заказчик настаивает на включении ООО "САПФИР ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщик.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, заключая Контракт, Исполнитель принял на себя обязательства добросовестно выполнить условия Контракта.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Комиссия отмечает, что ООО "САПФИР ГРУПП" своими действиями нарушает права Заказчика и препятствует деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период роста заболеваемости гриппом и Covid-19.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "САПФИР ГРУПП" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие Исполнителя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "САПФИР ГРУПП" (614056, Пермский край, г. Пермь, ул. Гашкова, д. 20, кв. 103, ИНН 5906169816) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "САПФИР ГРУПП" Аполонцеве Илье Игоревиче (590699375457) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "САПФИР ГРУПП", о генеральном директоре ООО "САПФИР ГРУПП" Аполонцеве Илье Игоревиче (590699375457) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "САПФИР ГРУПП", о генеральном директоре ООО "САПФИР ГРУПП" Аполонцеве Илье Игоревиче (590699375457) из реестра недобросовестных поставщиков считать 23.01.2025 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-35 от 18.01.2023 г. на 1 л.
6. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
7. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Лыкова О.В., (342) 235-12-89;
to59-lykova@fas.gov.ru
Приложение N 1 к решению N РНП-59-35 от 18.01.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.2023 |
12.01.2023 |
13.01.2023 |
1 |
13.01.2023 |
20.01.2023 |
18.01.2023 |
- |
23.01.2023 |
23.01.2023 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 января 2022 г. N РНП-59-35
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023