рассмотрев обращение (вх. N 360/2) ГБУЗ ПК "КБ им Вагнера Е.А." г. Березники (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Лидер" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку многофункциональных устройств (изв. N 0356500005622000616),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 18.01.2023 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.01.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005622000616, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку многофункциональных устройств. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 463 333,28 руб.
03.10.2022 г. между Заказчиком и ООО "Лидер" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку многофункциональных устройств на сумму 1 444 118,48 руб. (далее - Контракт). Снижение НМЦК составило - 1,31 %.
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить многофункциональные устройства (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Заказчик вправе:
4.4.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
4.1.2. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
4.1.3. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что согласно документу о приемке, от 07.11.2022, Поставщиком поставлен следующий товар: Многофункциональное лазерное устройство марки Lexmark МХ431, черно-белая печать - в количестве 2 шт., цена за шт. - 46 749,91 руб.; 2) Черно-белый Лазерный Многофункциональный принтер маркиM6700DW, черно-белая печать - в количестве 16 шт., цена за шт. - 22 083,33 руб.; 3) Черно-белый Лазерный Многофункциональный принтер марки M6700DW, черно-белая печать - в количестве 39 шт., цена за шт. - 25 571,42 руб. При проверке поставленного Товара на соответствие характеристикам, указанным в Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту), Заказчиком обнаружено, что Товар - Многофункциональное устройство (МФУ) марки Lexmark МХ431 в количестве 2 шт., не соответствует следующим характеристикам, указанным в Техническом задании: наличие интерфейсного кабеля для подключения к компьютеру в комплекте поставки; в документах, переданных Поставщиком Заказчику отсутствует гарантия Производителя на Товар - Многофункциональное устройство (МФУ) марки Lexmark МХ431; наличие модуля WI-FI. В связи с вышесказанным 02.12.2022 Заказчик отказал Поставщику в приемке Товара, разместив в ЕИС Акт рекламации, с требованием заменить многофункциональное лазерное устройство марки Lexmark МХ431, черно-белая печать - в количестве 2 шт., на товар, соответствующий характеристикам, указанным в Техническом задании в течение 10 календарных дней с момента размещения настоящего Акта в ЕИС. Заказчик указал, что Поставщик частично устранил выявленные нарушения, однако, не произвел замену Многофункционального устройства (МФУ) марки Lexmark МХ431 в количестве 2 шт. на Товар, соответствующий условиям Контракта. Относительно поставленного Поставщиком товара Заказчик пояснил, что согласно информации с официального веб-сайта производителя Lexmark, поставленный Поставщиком "модуль WI-FI" в количествеве 2 шт. - является частью поставленного многофункционального устройства (МФУ). Вместе с тем, Заказчик указал, что объект закупки по Контракту - поставка многофункциональных устройств (МФУ). Отдельной позиции "беспроводной сервер печати", согласно Спецификации, Техническому заданию (Приложение N2 к Контракту), не предусмотрено. Кроме того, к техническим характеристикам многофункциональногоустройства (МФУ) по подпункту 1 Приложения N1 к Техническому заданию является - наличие модуля WI-FI. Однако, в многофункциональном устройстве (МФУ) марки Lexmark МХ431 отсутствует модуль WI-FI. Заказчик указал, что данная характеристика является неотъемлемой частью многофункционального устройства, и ее отсутствие является существенным нарушением условий Контракта. Таким образом, по указанию Заказчика, многофункциональное устройство (МФУ) марки Lexmark МХ431 в количестве 2 шт. не подлежит приемке. В связи с вышесказанным, 13.12.2022 Заказчик частично отказал Поставщику в приемке Товара, разместив в ЕИС Акт рекламации, повторно предложив незамедлительно в течении 10 календарных дней заменить многофункциональное устройство (МФУ) Lexmark МХ431, черно-белая печать - в кол-ве 2 шт., на Товар, соответствующий характеристикам, указанным в Техническом задании к Контракту. Заказчик указал, что по состоянию на 30.12.2022 г. Поставщик не произвел замену Товара ненадлежащего качества, несоответствующего характеристикам Технического задания.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 30.12.2022 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 30.12.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2023 г.
Информация об ООО "Лидер" направлена в адрес Пермского УФАС России 12.01.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представитель Поставщика указал, что 07.11.2022 года ООО "Лидер" в соответствии с пунктом 3.6 Контракта разместило в ЕИС информацию о поставке товара, в установленном пунктом 3.1.2 Контракта порядке. 02.12.2022 года, Заказчик направил в адрес Акт рекламации о несоответствии товара, поставленного Поставщиком техническому заданию, указав причины отказа. 05.12.2022 года Поставщиком отправлено сопроводительное письмо с исх. N 221-л, согласно которому интерфейсные кабели в количестве 2 (двух) штук и гарантия Производителя отправлены в адрес Заказчика, а модули Wi-Fi в количестве 2 (двух) штук были поставлены ранее. Поставщик указал также, что в соответствии с п. 3.6. Контракта, соответствующая информация размещена в ЕИС. 13.12.2022 года, Заказчиком размещен итоговой акт рекламации, содержащий следующую информацию: заменить Многофункциональное устройство (МФУ) марки Lexmark MX431 в кол-ве 2 шт. на Товар, соответствующий техническим характеристикам. 15.12.2022 Поставщик выразил свое несогласие, указав, в том числе, что модули WI-FI к многофункциональным устройствам были поставлены. Позднее Поставщик направил претензию в адрес Заказчика с требованием принять поставленный товар. 27.12.2022 Заказчик произвел частичную приемку Товара и оплату товара в размере 1 350 618,66 руб. Дополнительно Поставщик указал, что Техническое задание не содержит формулировок о том, что WI-FI должен быть встроен в устройство. Кроме того, Поставщиком 09.01.2023 было отправлено дополнительное соглашение на замену товара на товар, имеющий улучшенные характеристики по нескольким позициям, вместе с тем, указав также, что 3 позиции будут поставлены с ухудшенными относительно установленных условиями Контракта характеристиками. 09.01.2023 Заказчиком был дан ответ о том, что дополнительное соглашение не согласовано, поскольку ухудшенные характеристики существенны.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, при помощи использования функционала ЕИС, Комиссией установлено, что объем исполненных Поставщиком обязательств равен 1 350 618,66 р., что составляет 93 % от всего объема обязательств, предусмотренных Контрактом.
Кроме того, установлено, что между сторонами возник спор относительно качества поставленного товара.
Вместе с тем, указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Лидер" исполнило 47 контрактов. Следовательно, ООО "Лидер" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщика взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Лидер" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 января 2023 г. N РНП-59-38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023