рассмотрев обращение (вх. N 565/23) МКУ "Благоустройство Индустриального района" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альянс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (санитарная обрезка и ликвидация аварийных (упавших) деревьев) вдоль улично-дорожной сети Индустриального района города Перми (изв. N 0356300046822000013),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 23.01.2022 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 24.01.2022 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N 0356300046822000013 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (санитарная обрезка и ликвидация аварийных (упавших) деревьев) вдоль улично-дорожной сети Индустриального района города Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 436 778,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
02.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "Альянс" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (санитарная обрезка и ликвидация аварийных (упавших) деревьев) вдоль улично-дорожной сети Индустриального района города Перми на сумму 711 205,11 руб. (далее - Контракт).
Исполнителем, на основании п. 7.5., Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог (санитарная обрезка и ликвидация аварийных (упавших) деревьев) вдоль улично-дорожной сети Индустриального района города Перми (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Срок начала оказания услуг: с даты заключения Контракта по 01.12.2022, в том числе:
обрезка деревьев - с 15.10.2022 по 01.12.2022
ликвидация деревьев - с даты заключения контракта по 01.12.2022.
1.3. Место оказания услуг: в соответствии с техническим заданием.
Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Исполнитель вправе:
7.5. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В порядке предусмотренном частями 19-23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно решению об одностороннем отказе Исполнителя от исполнения Контракта, Исполнитель своевременно преступил к исполнению принятых на себя обязательств, однако в процессе выполнения работ Исполнитель выявил несоответствия проектно-сметной документации фактическим условия и объемам работ. Исполнитель указывает, что об указанных выше обстоятельствах Общество неоднократно сообщало Заказчику. Дополнительно Исполнитель уточнил, что в ходе реализации Контракта Заказчик не передал в адрес ООО "Альянс" информацию о месте производства работ, а также не предпринял никаких действий по уборке частного легкового транспорта с газонов, земельных участков (находящихся в муниципальной собственности) производства работ. Исполнитель указывает также, что исполнение контракта без этого условия было невозможно, при этом Обществом предпринимались попытки самостоятельного решения вышеуказанного вопроса. Вместе с тем, Исполнитель уточнил, что в условиях вышеуказанных обстоятельств, Общество выполнило взятые на себя обязательства по Контракту направило в адрес Заказчика акты КС-2, КС-3, счет-фактуру на выполненные объемы работ. При этом, по указанию Исполнителя, оказанные Исполнителем услуги, в нарушение условий Контракта, не были оплачены Заказчиком.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Исполнителем 31.12.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.12.2022 г. уведомление о расторжении Контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.12.2022 г.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.01.2023 г.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в Пермское УФАС России лишь 17.01.2023 г. посредством функционала ЕИС.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что им подтверждается, факт того, что работы по санитарной обрезке и валке деревьев Исполнителем выполнялись. Вместе с тем, работы выполнены не в полном объеме и не качественно: в нарушение п.п. 12, 13 требований к ликвидации деревьев, п.п. 8. 10 требований к обрезке деревьев, указанных в Техническом задании к Контракту, пни не раздроблены, порубочные остатки не вывезены, срезы не зачищены и не закрашены масляной краской. Обязанность по сдаче результата выполненных работ Исполнителем не исполнена: уведомление о готовности к сдаче работ в адрес Заказчика не направлялось, акты о приемке выполненных работ в ЕИС не сформированы и Заказчиком не получены, исполнительная документация по выполненным работам, предусмотренная в требованиях к приемке выполненных работ Технического задания к контракту, Заказчику не представлена.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии были представлены фотоматериалы, свидетельствующие о факте оказания услуг Исполнителем. Кроме того, факт оказания услуг Исполнителем не оспаривается Заказчиком.
Таким образом, Комиссией установлено, что Исполнитель не уклоняется от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
Вместе с тем, из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно порядка исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении действий в целях исполнения Контракта, в том числе, совершение действий по взаимодействию Исполнителя с представителями Заказчика. Имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Альянс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 января 2023 г. N РНП-59-43
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023