Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - Заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках - начальник отдела А.А. Кириллова, специалист-эксперт Г.Г. Мамедова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Министерства финансов Красноярского края (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО "СИБИРСКИЙ ВОСТОК" (ИНН 2460087614) в реестр недобросовестных поставщиков, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО "СИБИРСКИЙ ВОСТОК" (далее - поставщик, общество) в реестр недобросовестных поставщиков с связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2022.13 от 12.04.2022, извещение N 0119200000122001968 (далее - контракт).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее также - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и общества было направлено уведомление о проведении проверки по включению РНП, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На рассмотрении обращения о включении в РНП, состоявшемся 19.01.2023 в 12:00 отсутствовали представители сторон. Заказчиком было направлено ходатайство (от 19.01.2023) о проведении заседания в отсутствие его представителя.
Из обращения, направленного заказчиком, следовало, что по результатам подведения итогов аукциона в электронной форме ЭА-N-1959/22 "Поставка товаров личной гигиены", извещение N0119200000122001968 (далее - закупка) лицом, с которым контракт подлежит заключению было определено общество.
Из Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из обращения заказчика, следует, что между Министерством финансов Красноярского края и ООО "СИБИРСКИЙ ВОСТОК" по итогам проведения электронного аукциона ЭА-N-1959/22 "Поставка товаров личной гигиены" был заключён контракт от 12.04.2022 N Ф.2022.13.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "СИБИРСКИЙ ВОСТОК" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ООО "СИБИРСКИЙ ВОСТОК" (ИНН 2460087614) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-1959/22 "Поставка товаров личной гигиены", извещение N 0119200000122001968, ИКЗ 2222246007153324600100100270030000244.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта поставщик обязуется поставить заказчику товары личной гигиены (далее - товар) в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение к контракту), а заказчик обязуется принять товар и оплатить его в порядке и на условиях контракта.
Согласно пункту 2.1. контракта цена контракта составляет 200968 (двести тысяч девятьсот шестьдесят восемь) рублей 50 копеек, в том числе НДС (20 %) - 33494,75 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена контракта не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.4. контракта поставка товара осуществляется поставщиком в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения заявки на поставку товара от заказчика. Период поставки: с даты заключения контракта по 30.11.2022.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в товаре.
Поставка товара осуществляется поставщиком в течение 10 (десяти) календарных дней с момента передачи ему заявки в рабочее время заказчика (с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00 часов).
Заявка может быть передана заказчиком как в устной форме (по телефону 222-12-77), так и в письменной (нарочным, по электронной почте k303@krasfin.ru, по факсу 222-12-77).
При отказе поставщика от поставки товара заказчиком составляется акт об отказе в поставке товара. В данный акт вносятся сведения о дате и времени отказа, наименовании и количестве товара, о причинах отказа, о фамилии, имени, отчестве и должности лица, принимающего заявку.
В случае просрочки поставки товара заказчик составляет акт о просрочке поставки товара, в котором указываются сведения о времени заказа и времени просрочки поставки товара.
Данные акты являются основаниями для применения к поставщику мер ответственности, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 3.5. контракта поставщик либо уполномоченное им лицо при передаче товара обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие качество товара:
копию сертификата соответствия (декларации) о соответствии на товар (при их наличии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации);
иные документы, подтверждающие соответствие товара требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в случае если для данного вида товара предусмотрено их наличие, сформировать с использованием Единой информационной системы в сфере закупок и подписать усиленной электронной подписью поставщика акт приема-передачи товара (документа о приемке), а также счёт-фактуру, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства, и (или) счет, а заказчик или его уполномоченный представитель обязан принять данные документы.
В случае непредставления (несвоевременного представления) вышеуказанных документов обязательство по поставке товара считается неисполненным, и поставщик несет ответственность, предусмотренную разделом 7 контракта.
Предоставление поставщиком заказчику акта приема-передачи товара (документа о приёмке) осуществляется в соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3.6. контракта обязательство поставщика по поставке считается выполненным с момента передачи заказчику товара, документов, указанных в пункте 3.5 контракта, и подписания заказчиком документа о приемке в соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе. С этого момента право собственности на товар, риск случайной гибели, порчи и (или) повреждения товара переходят к заказчику.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Комиссией установлено, что контракт содержит условия, позволяющие принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что ввиду неисполнения обществом обязательств по контракту заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта N 17-40/4809 от 19.12.2022. Решение было размещено в ЕИС 19.12.2022.
Комиссия установила, что заказчик перевел контракт в статус "Исполнение прекращено" 12.01.2023 (вкладка "Журнал событий"). Таким образом, заказчиком соблюден срок одностороннего расторжения контракта, установленный действующим законодательством.
Оценивая фактические обстоятельства, Комиссией установлено, что общество ненадлежащим образом выполнило свои обязательства по поставке товара.
Согласно представленным заказчиком документам и сведениям, Комиссией было установлено, что Министерством финансов по Красноярскому краю были осуществлены 3 заявки на поставку товара (2 устные, 1 письменная).
По первой заявке обществом осуществлена поставка товара: а именно туалетная бумага в количестве 184 штук, полотенце бумажное в количестве 1500 штук на сумму 118501,68 руб. и принята заказчиком, что подтверждается счётом на оплату от 29.06.2022 N 47, документом о приёмке от 30.06.2022 N 51, платёжным поручением от 06.07.2022 N 920767 в размере 118501,68 руб.
Исходя из пояснений заказчика, по второй заявке от 13.09.2022 обществом осуществлена поставка товара: а именно туалетная бумага в количестве 1016 штук на склад заказчика. Однако документ о приёмке товара в ЕИС поставщиком не сформирован. Вместе с тем Комиссией было установлено, что 13.09.2022 заказчиком составлен акт о принятии материальных запасов к учёту на забалансовый счёт заказчика в условной оценке: один объект, один рубль.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению" забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся в ее пользовании или распоряжении (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
Таким образом, согласно акту о принятии материальных запасов к учёту на забалансовый счёт от 13.09.2022 товар, а именно туалетная бумага в количестве 1016 штук, по второй заявке заказчика, принят к учёту на забалансовый счёт, однако не введён в эксплуатацию.
В рамках претензиционной работы заказчиком было направлено письмо N 17-40/7181 от 09.11.2022 о необходимости предоставления документов поставщиком в силу пункта 3.5. контракта. Однако письмо было возвращено в адрес заказчика в связи с истечением срока хранения.
Заявка на поставку оставшегося товара (третья заявка), предусмотренного контрактом, а именно салфетки бумажные в количеств 200 упаковок и индивидуальное туалетное покрытие в количестве 170 упаковок была направлена в письменной форме (письмо N 17-40/3750) на почтовый адрес поставщика, однако была возвращена в адрес заказчика, о чем свидетельствует отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80090477487561.
Также заказчик в своих пояснениях указывает то, что в связи с непредоставлением обществом согласно пункту 3.5. контракта документов, в том числе акта приёма-передачи товара (документа о приёмке) обязательство по поставке считается неисполненным. Также заказчик ссылается на пункты 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми односторонний отказ от исполнения договора поставки или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Вместе с тем с учётом представленных материалов обращения, Комиссия приходит к выводу о том, что обществом по первой и второй заявке, поставка товара осуществлялась в установленный контрактом срок.
Кроме того, в ходе рассмотрения Комиссией было установлено, что часть обязательств по контракт исполнен на 50 % согласно данным ЕИС (вкладка "Электронное актирование"). Указанный факт свидетельствует о том, что обществом обязательства по контракту исполнялись.
Согласно пункту 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что поставщик находился во взаимодействии с заказчиком, осуществлял действия, направленные на исполнение контракта, в силу пункта 15 Правил ведения РНП указанное общество является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что подрядчик должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом стоит отметить, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, учитывая вышеизложенное, установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила сведения, представленные заказчиком об ООО "СИБИРСКИЙ ВОСТОК", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
А.А. Кириллова
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 января 2023 г. N 024/10/104-124/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023