Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - А.А. Кириллова - начальник отдела, М.А. Грицай - заместитель начальника отдела (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "НИТавто" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика - МУП МО г. Норильск "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка запасных частей по ходовой и кузовам" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-Тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "НИТавто" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: неправомерные действия аукционной комиссии по признанию заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, присутствовали представитель подателя жалобы, подтвердивший свои полномочия надлежащим образом. Представитель заказчика своего участия в рассмотрении не обеспечил
Из содержания жалобы следует, что аукционной комиссией было принято неправомерное, по мнению подателя жалобы, решение о признании заявки ООО "НИТавто" несоответствующей требованиям электронного аукциона.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, сообщающие о том, что аукционной комиссией было принято правомерное решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка запасных частей по ходовой и кузовам".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Как установлено в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закон о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав требования к содержанию заявки участника электронного аукциона установила, что заявка участника, в том числе должна содержать копию сертификата системы менеджмента качества (на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015), действующего на весь период исполнения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2023 заявка подателя жалобы была признана несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона с указанием следующего обоснования: "Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)".
Комиссия, проанализировав, заявку подателя жалобы установила, что в ней отсутствовала копия сертификата системы менеджмента качества (на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015).
Поскольку как следует из требований Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет заявки участников закупки на соответствие требованиям извещения, в данном случае действия аукционной комиссии по отклонению заявки подателя жалобы являются правомерными, поскольку положения извещения содержат требования о предоставлении в составе заявки участника электронного аукциона копии сертификата системы менеджмента качества (на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015), действующего на весь период исполнения контракта.
На основании вышеизложенного довод подателя жалобы не находит своего подтверждения.
Вместе с тем проведя внеплановую проверку на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пункту 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать в том числе информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Комиссия отмечает, что протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2023 не содержит обоснования принятого решения в отношении заявки подателя жалобы, а именно отсутствует указание на то, каким именно положениям извещения не соответствует информация, представленная в заявке ООО "НИТавто".
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что сертификат системы менеджмента качества (на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015) не является документом, который подтверждает соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также не установлен законодательством РФ как документ, который обязаны иметь лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в юрисдикции РФ в том числе, деятельности в части реализации запасных частей для автомобильного транспорта.
Комиссия отмечает, что в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств и Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, документами, подтверждающими соответствие запасных частей для автомобильного транспорта являются:
- сертификат соответствия ТР ТС или
- декларация о соответствии ТР ТС.
Таким образом, как было указано ранее, сертификат системы менеджмента качества (на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015) не является документом, который подтверждает соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, заказчиком при формировании положений извещения были нарушены требования, установленные статьей 42 Закона о контрактной системе, поскольку установленные заказчиком требования не соответствуют Закону о контрактной системе и приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения и могут быть квалифицированы по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно пояснений заказчика, поступивших до начала рассмотрения жалобы, Комиссия отмечает следующее.
Кроме того Комиссия отмечает, что указание заказчика на то, что заявка подателя жалобы не соответствовала требованиям извещения в части описания предлагаемого к поставке товара, не находит своего подтверждения, поскольку в результате анализа заявки подателя жалобы и соотнесения указанной в ней информации с требованиями извещения, Комиссия не установила каких-либо имеющихся несоответствий.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "НИТавто" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 42, 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений, допущенных заказчиком, путем повторного рассмотрения заявок без учета требования подпункта "в" пункта 2 электронного документа, включенного в состав извещения "Требования к участникам закупки".
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2023.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости привлечения к административной ответственности должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
М.А. Грицай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 января 2023 г. N 024/06/106-130/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023