Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Н.А. Ворсиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Артик" (ИНН2466186989, КПП 246601001) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Текущий ремонт помещений", Извещение N 0319100013422000050, идентификационный код закупки 221246300414024630100100100014329244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Артик" (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки, имеющей номер извещения 0319100013422000050 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о
недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии общество и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
На заседание Комиссии явились представитель общества и представитель заказчика (полномочия подтверждены, личности установлены).
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика пояснил, что по состоянию на 12.01.2023 работы подрядчиком выполнены в полном объеме, на включении в РНП не настаивает.
Представитель общества подтвердил тот факт, что работы обществом выполнены в полном объеме, а также обратил внимание Комиссии на то, что общество обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о признании решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным и с исковым заявлением о взыскании с заказника задолженности.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта капитального строительства " Текущий ремонт помещений".
05.12.2022 заключен контракт между заказчиком и обществом N 2022/02-21.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по текущему ремонту помещений (далее - Работы) а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их".
В соответствии с пунктом 2.1. контракта "Работы выполняются Подрядчиком в соответствии с требованиями технического задания (далее именуется - ТЗ) (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации".
Согласно разделу 4 контракта: "4.1. Работы выполняются в сроки, указанные в Контракте.
Начало выполнения работ - с даты заключения контракта.
Окончание выполнения работ - 16 декабря 2022 года.
4.2. Датой выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту считается дата подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ в соответствии с разделом V контракта".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 14 контракта предусмотрено следующее: "14.7. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в том числе в случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывает работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время оказания работ станет очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта".
Комиссия, изучив материалы, представленные представителем заказчика и представителями общества, установила следующее.
15.12.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлено уведомление N 02-5528, согласно которому заказчик уведомляет подрядчика о том, что по состоянию на 15.12.2022 работы подрядчиком не окончены (срок выполнения работ до 16.12.2022) и не ведутся к завершению, что является существенным нарушением контракта, в том случае, если подрядчиком не будут выполнены работы до 23.12.2022, заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.12.2022 составлен акт, согласно которому по состоянию на 19.12.2022 работы ведутся с нарушением сроков, качество материалов (линолеума и радиаторов) не подтверждено сертификатами.
21.12.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду вышеуказанного.
27.12.2022 составлен акт, согласно которому по состоянию на 27.12.2022 работы по демонтажу и замене дверных коробок не производились. На момент осмотра ведутся работы по оклеиванию стен обоями под покраску. При визуальном осмотре качество линолеума не соответствует требованиям к линолеуму для офисов (тонкий и мягкий). При монтаже потолка видны щели между стеной и направляющими до 3 см.
28.12.2022 заказчиком в адрес общества направлено уведомление N 02-5800, согласно которому заказчик уведомляет подрядчика о том, что в соответствии с Законом о контрактной системе у общества есть десятидневный срок на устранение нарушений условия контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.12.2022 Обществом направлены и размещены в ЕИС документы об исполнении контракта (счет - фактура, документы о приемке, КС-2, КС-3). Однако ввиду вступления в силу 09.01.2022 решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и его размещения в ЕИС, у заказчика отсутствовала техническая возможность направить в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ.
09.01.2023 составлен акт, согласно которому по состоянию на 09.01.2023 ремонтные работы завершены, однако у заказчика имелись следующие замечания: фактически линолеум закреплен только плинтусом, в ниши под радиаторами линолеум не заведен, качество линолеума сертификатами не подтверждено. При монтаже потолка видны щели между стеной и направляющими. Сертификаты на строительные и отделочные материалы не представлены. Необходимо исправление замечаний.
10.01.2023 заказчиком в адресам подрядчика направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ N 02-26, согласно которому в соответствии с контрактом общество обязалось выполнить работы до 16.12.2022.
12.01.2023 произведен осмотр, по итогам которого составлен акт осмотра о выполнении работ в полном объеме.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссией установлено, что по состоянию на 21.12.2022 работы по Контракту не были выполнены в полном объеме и в этот же день заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 21.12.2022.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 21.12.2022.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что общество в полном объеме устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 10.01.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - МКУ "УКС и ЖКХ" г. СосновоборскаЕнисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов во включении сведений в отношении ООО "Артик" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 января 2023 г. N 024/10/104-148/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023