Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
при участии представителей:
от уполномоченного учреждения: Клубкова А.П.;
от заказчика - Пак С.М., Поликарповой Е.А.;
от заявителя - Кравченко А.В.
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторова (ИНН 402801000649) на положения извещения - утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная" (извещение N 0361200015022007512) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
12.01.2023 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, которые, по мнению индивидуального предпринимателя не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом Заявитель, указывает на необоснованное неприменение при описании объекта закупки, кода каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также, неправомерное включение в Техническое задание дополнительных характеристик закупаемого товара, без обоснования необходимости использования таких характеристик.
Кроме того, Заявитель считает, что если аукцион проводится с соблюдением ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), в описании объекта закупки необходимо использовать характеристики товара, предусмотренные КТРУ, следовательно, указывать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства к закупаемому товару недопустимо.
Уведомлением-требованием от 13.01.2023 N 05-55 рассмотрение жалобы по существу назначено на 19.01.2023 в 11 часов 00 минут. Уведомлением от 17.01.2023 N 05-71 эл перенесено на 17:00 19.01.2023 года. В заседании объявлен перерыв до 20.01.2023, о чем в последующем направлено сторонам уведомление с назначением времени, а именно Уведомление от 20.01.2023 N 05-93 эл о перерыве до 16:00 20.01.2023 года.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
27.12.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ruопубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная" (извещение N 0361200015022007512).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленную в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающеюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане- графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии е положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
При описании объекта закупки Заказчик сравнивал 2 модели систем ультразвуковой визуализации (Система ультразвуковой визуализации универсальная серии Imagyn с принадлежностями ("Шэньчжэнь Майндрэй Био-Медикал Электронике Ко., Лтд.", КНР) РУ NРЗН 2022/17820 от 22.07.2022, Система диагностическая ультразвуковая АрНо i-серии в исполнениях: Aplio i700 (модель TUS-AI700) ("Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония) РУ NРЗН 2020/11544 от 07.04.2021, имеющих важные для Заказчика функции такие как: режим двумерной эластографии сдвиговой волны с высоким разрешением для исследований простаты и в гинекологии необходим для поиска очаговых изменений и динамических наблюдений за диффузными изменениями в предстательной железе и женских половых органах. Данный режим позволят повысить выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях, а значит, выполнить успешное радикальное лечение пациентов. Ни один аппарат, входящий в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, не поддерживает данный функционал, в отличие от аппаратов экспертного класса зарубежного производства.
Относительно довода жалобы, что Заказчик не использовал позиции КТРУ, намеренно пытаясь уйти от необходимости соблюдения данных правил описания объекта закупки, направленных на оптимизацию закупок и поддержку отечественных производителей, сообщаем, что согласно части 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. N145) "Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения", а именно обязательная дата применения КТРУ для "Системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети " - 01.03.2023 год.
Указанная заявителем позиция КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" не соответствует предмету закупки, так как является специализированной для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии), в то время как Заказчику необходима система ультразвуковой визуализации универсальная, поддерживающая такие области применения как абдоминальные исследования, акушерство и гинекология, маммология, неврология, онкология, поверхностные органы и системы, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, трансвагинальные исследования, трансректальные исследования и урология.
На основании вышеизложенного описание предмета закупки осуществлено в соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ по ОКПД2 (26.60.12.132-Аппараты ультразвукового сканирования).
В отношении довода Заявителя об ограничении конкуренции, Заказником направлены запросы на подтверждение характеристик сравниваемых моделей.
ООО "АрПи Канон Медикал Системз" в письме N897 от 14.12.2022 сообщает, что описанию объекта закупки соответствует система диагностическая ультразвуковая Aplio i- серии в исполнении: Aplio i700 (модель TUS-AI700), производства "Канон Медикал Системз Корпорейшн", Япония.
ООО "Миндрей Медикал Рус" в письме N6754 от "13" декабря 2022 года сообщает, что описанию объекта закупки соответствует система ультразвуковой визуализации универсальная серии Imagyn с принадлежностями, производства "Шэньчжэнь Майндрэй Био-Медикал Электронике Ко., Лтд.", Китай.
Следовательно, существуют как минимум два производителя, соответствующих требованиям документации об аукционе.
Товары (медицинские изделия), являющиеся объектом данной закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо, соответствующее требованиям законодательства, может осуществить поставку такого товара (медицинских изделий).
Комиссией установлено, что КТРУ не содержит позиций, соответствующих по функциональным характеристикам медицинскому оборудованию, закупаемому Заказчиком, в связи с чем, объект закупки описан с соблюдением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о незаконном неприменении Заказчиком КТРУ не нашел своего подтверждения, как и довод о включении в Техническое задание дополнительных характеристик закупаемого товара, поскольку в рассматриваемом случае КТРУ не применялось.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Алексея Викторовича (ИНН 402801000649) на положения извещения - утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная" (извещение N 0361200015022007512) - необоснованной.
2. Передать копию жалобы в Министерство финансов Сахалинской области для рассмотрения по подведомственности в части правомерности определения начальной (Максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 января 2023 г. N 065/06/106-49/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023