Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее - ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А, Заказчик) - представителей ООО "ДНК-Технология" (далее также - Заявитель)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ДНК-Технология" (г.Москва, Варшавское шоссе, д.125 "ж", корп.5, 1-й этаж, пом.12) на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А при проведении электронного аукциона N0310200000322002982 на поставку термоциклера для амплификации нуклеиновых кислот (Комплект дополнительного оборудования для термоциклера, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09 января 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ДНК-Технология" на действия ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1) на сайте Росздравнадзора зарегистрированы только 3 изотермических амплификатора, причем только 2 из них отечественного производства:
- Амплификатор изотермический Изаскрин-8 для выявления нуклеиновых кислот с детекцией флуоресценции в реальном времени - РЗН 2022/17322 от 24.05.2022 Производитель ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФМБА России;
- Амплификатор изотермический для детекции РНК вируса SARS-CoV-2 (РЗН 2020/10090 от 31.12.2020 ООО "ЭВОТЭК-МИРАЙ ГЕНОМИКС" 420500, Россия, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, г. Иннополис, ул. Университетская, д. 7, помещ. 68);
- Амплификатор изотермический ID NOWТМ Instrument - РЗН 2022/18092 от 23.08.2022, производитель ООО "Эбботт Лэбораториз" США.
При этом, как считает Заявитель, ни один из них не соответствует описанию объекта рассматриваемой закупки.
2) Заказчиком применен код КТРУ 26.60.12.119-00000205 "Изотермический амплификатор ИВД, лабораторный, автоматический" несоответствующий объекту закупки", в то время как в КТРУ имеется код 26.60.12.119-00000977 "Амплификатор нуклеиновых кислот термоциклический (термоциклер) ИВД, лабораторный, автоматический", наиболее соответствующий объекту рассматриваемой закупки.
3) Описанию объекта рассматриваемой закупки соответствует единственный прибор единственного производителя - Термоциклер для амплификации нуклеиновых кислот "CFX-96", производства ООО "Био-Рад Лаборатории"/США.
Объяснений по существу жалобы ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 26 декабря 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000322002982 на поставку термоциклера для амплификации нуклеиновых кислот (Комплект дополнительного оборудования для термоциклера, далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки (далее - ТЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
При этом, согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, в том числе, должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 2 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с вышеуказанными требованиями, Извещение о проведении Аукциона содержит описание объекта закупки.
Вместе с тем, вопреки доводу Заявителя, объектом рассматриваемой закупки является не изотермический амплификатор, а термоциклер для амплификации нуклеиновых кислот, которых в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий минимум 9, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Установлено, что объектом рассматриваемой закупки является термоциклер для амплификации нуклеиновых кислот.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлен код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000205 "Изотермический амплификатор ИВД, лабораторный, автоматический".
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000205 "Изотермический амплификатор ИВД, лабораторный, автоматический" не содержит описания товара, в связи с чем на основании пункта 7 Правил использования КТРУ Заказчиком в ТЗ самостоятельно сформировано описание закупаемого товара в соответствии с его фактическими потребностями и требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает необходимым отметить, что заказчик, осуществляя выбор позиции КТРУ с целью описания объекта закупки, должен руководствоваться общим правилом о недопустимости неправомерных действий, связанных с указанием неверной позиции каталога, несоответствующей объекту закупки.
Так, КТРУ содержит например такую позицию, как 26.60.12.119-00000977 "Амплификатор нуклеиновых кислот термоциклический (термоциклер) ИВД, лабораторный, автоматический", по мнению Комиссии наиболее соответствующий объекту рассматриваемой закупки.
Таким образом, описание объекта закупки не соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А, выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований подпункта пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что установленным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам поставляемого товара соответствует единственный прибор единственного производителя - Термоциклер для амплификации нуклеиновых кислот "CFX-96", производства ООО "Био-Рад Лаборатории"/США.
Кроме того в жалобе Заявитель указал, что ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А -это заказчик, который не занимается научной деятельностью. В связи с этим, объект закупки (амплификатор изотермический) должен покупаться с целью клинических исследований. В указанном заказчике коде КТРУ (26.60.12.119-00000205) значится изотермический амплификатор, предназначенный для амплификации мишени в клиническом образце при постоянной температуре. Но в тоже время Заказчиком в ТЗ установлено "Наличие функции градиентного нагрева, позволяющей одновременно устанавливать в термоблоке разные температурные зоны" и "Диапазон температурного градиента не менее 1-24°С". Данные характеристики прописаны заказчиком как обязательные. Также известно, что наборы на основе изотермической реакции, требуют других методов расчета результатов (пункт "Количественного определения продуктов амплификации"), на рынке РФ отсутствуют наборы LAMP (Петлевая изотермическая амплификация) на количественный анализ.
ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А - данное учреждение приоритетно занимается диагностикой гемотрансмиссивных инфекций (ВИЧ, вирусы гепатитов В и С, их качественная и количественная оценка и др.) На сайте Росздравнадзора зарегистрированы в 2020-2022 гг порядка 10 (десяти) наборов реагентов для реакции методом изотермической амплификации, причем это все наборы для выявления и/ или выделения РНК коронавируса SARS-CoV-2 тяжелого острого респираторного синдрома (COVID-19).
Вместе с тем, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ДНК-Технология" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А при проведении электронного аукциона N0310200000322002982 на поставку термоциклера для амплификации нуклеиновых кислот (Комплект дополнительного оборудования для термоциклера).
2. Признать ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Выдать ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА02-01/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГБУЗ "РЦПБ СО СПИД И ИЗ" МЗ РСО-А, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 января 2023 г. N А02-01/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023