Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Б на действия муниципального заказчика - МКУ "УГХ" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Алагир, ул.Комсомольская, д.28) при осуществлении закупки работ по санитарному содержанию территории Алагирского городского поселения (метению, уборке улиц) в 2023 году (открытый конкурс в электронной форме N0310200000322003024, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
16 января 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Б на действия МКУ "УГХ" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта Заказчиком установлен срок оплаты закупаемых работ 10 (десять) рабочих дней.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указал на то, что в нарушение требований статьи 96 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит требования об обеспечении исполнения контракта.
Не согласившись с доводами жалобы МКУ "УГХ" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 29 декабря 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), Управлением Республики Северная Осетия-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322003024 на выполнение работ по санитарному содержанию территории Алагирского городского поселения (метению, уборке улиц) в 2023 году (далее - Извещение), в том числе описание проект контракта.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.
При этом, частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в том числе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
То есть, проект контракта является неотъемлемой частью Извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС с 1 мая 2022 года, должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Однако, в нарушение требований части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком в пункте 3.2 проекта контракта установлено, что расчеты за оказание услуг осуществляются путем перечисления денежных средств, в течение 10 (десять) рабочих дней со дня подписания акта оказания услуг.
Таким образом, действия должностного лица МКУ "УГХ", ответственного за составление Извещения о проведении Конкурса, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Так, в пункте 3.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что до момента подписания контракта, исполнитель предоставляет Заказчику обеспечение исполнения контракта (примечание: порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению с учетом антидемпинговых мер (в случае, если предложенная в заявке участника конкурса или аукциона цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной цене контракта) установлены в соответствии с требованиями статей 37 и 96 Закона о контрактной системе.)
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на счет Заказчика: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ Респ. Северная Осетия-Алания Банка России//УФК по Республике Северная Осетия-Алания г. Владикавказ, л/счет: 05103D00560, БИК: 019033100, р/сч 03232643906051011000, ИНН 1514015423, КПП 151401001 КБК 44011705050130000180 Способ обеспечения исполнения контракта определяется исполнителем. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе (при проведении закупок, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации), в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Исполнитель в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства предоставить новое обеспечение исполнения контракта (в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций) начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Заказчик не более чем в течение 15 дней с даты подписания акта оказания услуг возвращает Исполнителю сумму обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Исполнителем), в том числе части денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе), уменьшенной на размер такого аванса.
Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 30%. с указанием на то, что порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению с учетом антидемпинговых мер (в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной цене контракта) установлены в соответствии с требованиями статей 37 и 96 Закона о контрактной системе. Требования, предъявляемые к независимой гарантии установлены в соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе. Срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение требований части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит размер обеспечения исполнения контракта в процентном выражении от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, действия должностного лица МКУ "УГХ", ответственного за составление Извещения о проведении Конкурса, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит требований об указании в извещении об осуществлении закупки размера обеспечения контракта в денежном выражении.
При этом, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что по результатам проведения рассматриваемого Конкурса, Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 51 Закона о контрактной системе направлен проект контракта в адрес ООО "Кристалл" для его подписания последним.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП Б на действия муниципального заказчика - МКУ "УГХ" при осуществлении закупки работ по санитарному содержанию территории Алагирского городского поселения (метению, уборке улиц) в 2023 году (открытый конкурс в электронной форме N0310200000322003024).
2. Признать МКУ "УГХ" нарушившим требования части 13.1 статьи 34 и части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе при проведении Конкурса.
3. Выдать МКУ "УГХ" и оператору электронной площадки АО "ЕЭТП " предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА06-01/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица МКУ "УГХ", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 января 2023 г. N А06-01/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023