Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Комитет по культуре города Барнаула - Клименко Н.М.;
от ООО ЧОП "Кондор" - Карташов В.С.,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Комитета по культуре города Барнаула о включении сведений об ООО ЧОП "Кондор", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 1 от 01.07.2021 г. "Услуга по охране муниципальных нежилых зданий (Алтайский край, г.Барнаул, ул.Анатолия, 241, пр-кт Калинина, 24)", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Комитета по культуре города Барнаула о включении сведений об ООО ЧОП "Кондор", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 1 от 01.07.2021 г. "Услуга по охране муниципальных нежилых зданий (Алтайский край, г.Барнаул, ул.Анатолия, 241, пр-кт Калинина, 24)".
Согласно обращению Заказчика и приложенным к ним материалам 01.07.2021 г. между Заказчиком и ООО ЧОП "Кондор" на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен контракт N 1 на оказание по охране муниципальных нежилых зданий (Алтайский край, г.Барнаул, ул.Анатолия, 241, пр-кт Калинина, 24). В ходе исполнения контракта установлено ненадлежащее исполнение контракта.
Решением Арбитражного суда Алтайского края и Постановлением седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу NА03-4542/2022 ООО ЧОП "Кондор" обязано оплатить штраф Комитету по культуре города Барнаула за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту N1.
В связи с вступлением в законную силу Постановления седьмого Арбитражного апелляционного суда, Заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке.
На основании изложенного просит включить ООО ЧОП "Кондор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Ко дню рассмотрения обращения заказчика в УФАС по Алтайскому краю проступили письменные пояснения от ООО ЧОП "Кондор" (далее - Общество) по факту ненадлежащего исполнения контракта, в которых он указывает, что с Заказчиком велась переписка по поводу порядка оказания услуг, однако информации о том, что услуга в декабре 2021 года не оказывалась ООО ЧОП "Кондор", Заказчик не уведомил, не дав возможности устранить недостатки, кроме того, срок действия контракта до 31.12.2021 г., что делает не возможным его расторжение по истечении этого срока.
В адрес Общества требования об устранении нарушений при оказании услуг по охране муниципальных нежилых зданий от Заказчика не поступали.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
01.07.2021 г. между Комитетом по культуре города Барнаула и ООО ЧОП "Кондор" на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключен контракт N 1 на оказание по охране муниципальных нежилых зданий (Алтайский край, г.Барнаул, ул.Анатолия, 241, пр-кт Калинина, 24).
Начальная (максимальная) цена контракта - 441 600,00 руб.
В соответствии с п. 4.1 Контракта услуга должна быть оказана с 01.07.2021 по 31.12.2021 (включительно). Услуги оказываются исполнителем круглосуточно, ежедневно (включая выходные и праздничные дни), без перерыва.
Согласно п. 10.1 Контракт вступает в силу с 01.07.2021 и действует до 31.12.2021 г. (включительно), за исключением обязательств по оплате, возмещению убытков, выплате неустоек (штрафов, пени).
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.08.2022 г. по делу NА03-4542/2022 установлено, что Обществом условия п. 4.1 Контракта и п. 4 Технического задания - Приложения N1 к Контракту не выполнялись. Предоставленный Обществом график обхода территории судом не был принят во внимание, в связи с тем, что составлен Обществом в одностороннем порядке.
По решению суда с ООО ЧОП "Кондор" в пользу Комитета по культуре города Барнаула взыскан штраф.
Постановлением седьмого Арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 г. по делу NА03-4542/2022 решением от 30.08.2022 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-4542/2022 оставлено без изменений.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
- во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
- отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Пункт 9.5 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, направляется Исполнителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Исполнителю. Выполнение Заказчиком вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Исполнителю указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по его адресу, указанному в Контракте.
Пункт 9.6 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Обществом в декабре 2021 г. не выполнялись условия контракта об осуществлении круглосуточной охраны.
07.12.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением, по адресу почты России Исполнителя, в ЕИС не размещено.
16.01.2023 данное письмо с уведомлением о возврате получено Заказчиком.
17.01.2023 г. сведения в отношении ООО ЧОП "Кондор" в бумажном виде направлены в УФАС по Алтайскому краю для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила N 1078).
Пунктом 13 Правил N1078 ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу подпункта "а" пункта 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Комиссия, рассмотрев в совокупности все представленные в заседание комиссии доказательства и переписку сторон, считает, что сведения о ООО ЧОП "Кондор" не подлежат включению его в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса РФ Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно п. 10.1 Контракт вступает в силу с 01.07.2021 и действует до 31.12.2021 г. (включительно), за исключением обязательств по оплате, возмещению убытков, выплате неустоек (штрафов, пени).
Из иных условий контракта не следует, что обязательства по контракту подлежат исполнению по истечении срока действия контракта. Из пояснений представителя Общества следует (и представителем Заказчика не опровергается), что все неустойки по им оплачены. Следовательно, контракт прекратил свое действие, и не может быть расторгнут на основании одностороннего отказа от исполнения контракта, что также подтверждается решением Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-4542/2022.
Таким образом, отказ заказчика от исполнения контракта в конкретном случае принят не с целью придания контракту статуса расторгнутого, исключительно с целью включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, исходя из пояснений представителя заказчика и содержания одностороннего отказа основанием такого отказа явилось отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Вместе с тем Заказчиком в материалы дела не представлены достаточные доказательства того, что имеющиеся недостатки выполненных работ (услуг) являются существенными и неустранимыми.
Заказчиком, после установления фактов ненадлежащего исполнения контракта, оформленные справками от 01.12.2021, 08.12.2021, 17.12.2021, 30.12.2021, актами от 24.12.2021, 27.12.2021, не предприняты меры по уведомлению Общества о выявленных недостатках, как это предусмотрено пунктом 3.1.1 контракта, о сроке устранения таких недостатков.
Принятие Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.12.2022 года, после прекращения действия контракта, и обязательств по контракту, лишает Общество возможности устранить в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В связи с чем применение к Обществу санкции в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение Обществом умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения направленных на уклонение от исполнения обязательств по контракту.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС по Алтайскому краю не усматривает оснований для включения ООО ЧОП "Кондор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО ЧОП "Кондор" (ИНН 2225056422).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________________ А.В. Кочетков
Члены комиссии: _____________________________ О.В. Тетерина
_____________________________ В.Г. Дедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 января 2023 г. N РНП-22-11-Р/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023