Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
в присутствии представителей департамента социальной защиты Воронежской области (Мишина Д.Г., Моросова К.А, Туленко Е.Б.) и ООО "Информзащита" (Веремеенко А.А., Перевозчиковой С.С., Шинкаренко А.В.),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение департамента социальной защиты Воронежской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Информзащита" (далее - Исполнитель) в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Услуги по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных (номер извещения 0131200001022004044), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило обращение департамента социальной защиты Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Информзащита" в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Услуги по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных (номер извещения 0131200001022004044).
Из обстоятельств дела следует следующее.
16.05.2022 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 13 500 000,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является услуги по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных.
30.05.2022 года по делу N 036/06/31-538/2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Информзащита" на действия департамента социальной защиты Воронежской области при проведении электронного аукциона на услуги по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных (номер извещения 0131200001022004044) Воронежским УФАС России в действиях заказчика были установлены нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание.
По результатам исполнения предписания и в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2022 NИЭА2 победителем торгов было признано ООО "Информзащита".
Заказчик, не согласившись с принятым решением обратился в Арбитражный суд Воронежской области, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных.
Арбитражным судом Воронежской области было вынесено определение о принятии обеспечительных мер в виде запрета определения поставщика в части заключения контракта, которое было обжаловано Воронежским УФАС России.
"27" октября 2022 года Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил определение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2022 об отказе в отмене обеспечительных мер по делу N А14-9139/2022.
07.11.2022 года (спустя 4 месяца) между ООО "Информзащита" и департаментом социальной защиты Воронежской области был заключен контракт.
В соответствии с пунктами 1.1. Контракта "Предметом настоящего Контракта является оказание услуг по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных (далее - Услуги).
1.2. Услуги оказываются с даты заключения государственного контракта по 05.12.2022 в соответствии с Техническим заданием на оказание услуг по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных (Приложение 1 к настоящему Контракту).
1.3. Исполнитель оказывает услуги в удаленном режиме средствами информационных технологий и телекоммуникаций, кроме случаев, когда необходимо непосредственное присутствие Исполнителя на объектах Государственного заказчика (департамент социальной защиты Воронежской области, г. Воронеж, ул. Ворошилова, д. 14) и его подведомственных учреждений, приведенных в Приложении N1 к Техническому заданию".
Порядок оказания услуг в соответствии с Техническим заданием разово, дистанционно, по заявке заказчика.
Таким образом, при неизменном объеме оказываемых услуг, произошел сдвиг сроков исполнения контракта, что привело к его сокращению с 5 месяцев до 1 месяца, в связи с чем контракт стал заведомо неисполнимым.
Вместе с тем ООО "Информзащита" приняло все меры к исполнению контракта, о чем свидетельствуют предоставленные в материалы дела переписка с заказчиком, отчеты по результатам мониторинга информационной безопасности, акт сдачи-приемки оказанных услуг.
06.12.2022 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта ООО "Информзащита".
В качестве обоснования принятого решения Заказчиком указано, что услуги оказывались исполнителем выборочно и не в полном объеме.
Указанное решение было принято по результатам экспертного заключения от 06.12.2022 года.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Требованиям пункта 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе корреспондируют положения пункта 1 статьи 718 Гражданского кодекса о том, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случае неисполнения заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Как уже отмечалось, согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса заказчик обязан создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает отсутствие волеизъявления Заказчика осуществлять взаимодействие с ООО "Информзащита" при исполнении контракта, что выражается в затягивании срока предоставления информации и документов необходимых для исполнения контракта, не предоставление доступа к данным.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с условиями Контракта "5.10. Для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Государственный заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Государственным заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
5.11. Подписанный Государственным заказчиком документ о приемке по Контракту является основанием для оплаты Исполнителю за поставленные оказанные Услуги.
5.12. В случае мотивированного отказа Государственного заказчика от принятия оказанных Услуг Государственный заказчик устанавливает в мотивированном отказе сроки для устранения замечаний.
5.13. В случае, когда оказание Услуг осуществлено с отступлением от условий технического задания, Сторонами составляется двусторонний акт с указанием недостатков и перечня необходимых доработок. Исполнитель обязан устранить недостатки и произвести необходимые доработки без дополнительной оплаты в пределах суммы настоящего Контракта и в сроки, предварительно согласованные с Государственным заказчиком. Такой срок не может превышать 5 (пять) рабочих дней. После предоставления доработанных отчетных документов, приемка оказанных Услуг осуществляется в соответствии с пунктами 5.1 и 5.4 Контракта.".
Из указанного следует, что в случае отказа в приемке оказанных услуг, Заказчику необходимо совершить ряд действий, в частности составить мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, в котором установить сроки для устранения замечаний.
Из материалов дела следует, что мотивированный отказ от подписания документа о приемке сроков для устранения замечаний не содержал, кроме того экспертное заключение содержало двоякие формулировки "не соответствует (услуга не оказывалась)" из которых не возможно определить соответствие оказанных услуг условиям контракта, а также принять меры к их устранению, более того, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке было принято в тот же день (06.12.2022 года), что и экспертное заключение.
Перечисленные факты лишили ООО "Информзащита" возможности принять меры к устранению замечаний (в случае согласия с ними).
Также Комиссия отмечает, что мотивированный отказ размещен в единой информационной системе (реестр контрактов) с нарушением установленных сроков (статья 103 Закона о контрактной системе).
Указанное свидетельствует об отсутствии заинтересованности Заказчика в услугах по заключенному контракту.
В пользу последнего свидетельствует тот факт, что 18.07.2022 N 227-ТМ/22 между департаментом социальной защиты Воронежской области и ООО "Техномаркет" (ИНН 3664038430) был заключен контракт на оказание услуг по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных" на сумму 464205,77 рублей, с тем же техническим заданием, срок оказания услуг с 18.07.2022 по 20.09.2022.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено пунктом 15 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, предпринявшим меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, как отметил Верховный Суд РФ, установление одного факта нарушения участником своих обязательств не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать все обстоятельства дела в совокупности.
Комиссия Воронежского УФАС России считает, что действия ООО "Информзащита" были направлены на исполнение обязательств по контракту.
На основании изложенного, с учетом выявленного факта нарушения со стороны Заказчика, Воронежское УФАС России не находит оснований для включения ООО "Информзащита" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО "Информзащита" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 января 2023 г. N 036/06/104-17/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023