Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
при участии представителя ООО "АПГРЕЙТ":
- Безруковой Ольги Эдуардовны (доверенность от 09.01.2023 года),
при участии представителей управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Шаталовой Ольги Александровны (доверенность от 16.01.2023 года N3),
- Григоряна Артёму Самвеловича (доверенность от 10.01.2023 года N7),
при участии представителя департамента строительной политики Воронежской области:
- Белозерцевой Елены Владимировны (доверенность от 31.01.2022 года N61-11/160),
рассмотрев жалобу ООО "АПГРЕЙТ" на действия департамента строительной политики Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для государственных нужд по строительству объекта "Поликлиника для БУЗ ВО "Новоусманская РБ" в с. Новая Усмань Новоусманского района, Воронежской области" (номер извещения 0131200001022016254),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "АПГРЕЙТ" (далее - Заявитель) на действия департамента строительной политики Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для государственных нужд по строительству объекта "Поликлиника для БУЗ ВО "Новоусманская РБ" в с. Новая Усмань Новоусманского района, Воронежской области" (номер извещения 0131200001022016254) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия департамента строительной политики Воронежской области нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Единственной моделью, удовлетворяющей требованиям Заказчика, изложенным в ООЗ, является: Анализатор глюкозы EcoBasic, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/08206, производитель "КАРЕ Диагностика лаборреагенциен ГмбХ".
2. Заказчиком, в нарушение норм ст. 33 44-ФЗ, а также в нарушение п. 5, п. 6 ПП N145, использованы нестандартные и не использующиеся показатели, требования, условные обозначения и терминология, без применения обоснования необходимости использования.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.12.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 23.12.2022 N0131200001022016254.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 1 375 222,22 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования для государственных нужд по строительству объекта "Поликлиника для БУЗ ВО "Новоусманская РБ" в с. Новая Усмань Новоусманского района, Воронежской области".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Так, согласно Извещению, объектом закупки является:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический |
26.60.12.119-00000329 |
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе представлено Описание объекта закупки в виде электронного документа - "Приложение N3(17464) - Описание объекта закупки.doc".
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, в случае если позиция каталога не содержит описание объекта закупки, предусмотренное пунктом 13 Правил формирования каталога, заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно, в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия УФАС по Воронежской области отмечает, что исполнением требований Закона о контрактной системе является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в Описании объекта закупки.
Вместе с тем, материалами настоящего дела установлено, что совокупности технических характеристик соответствует товар единственного производителя - Анализатор глюкозы EcoBasic, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/08206, производитель "КАРЕ Диагностика лаборреагенциен ГмбХ", доказательств обратного со стороны департамента строительной политики Воронежской области не предоставлено.
Таким образом, департаментом строительной политики Воронежской области нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в установлении характеристик, совокупности которых соответствует товар единственного производителя, управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области также нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в размещении Извещения, с приложением, содержащим нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанное выше нарушение, допущенное департаментом строительной политики Воронежской области содержит признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение содержит признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС по Воронежской области приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя N1.
Относительно второго довода Заявителя, Комиссия УФАС по Воронежской области сообщает следующее.
Как следует из Правил формирования КТРУ, Правил использования КТРУ, в случае если позиция каталога не содержит описание объекта закупки, предусмотренное пунктом 13 Правил формирования КТРУ, согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ Заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги.
Таким образом, Заказчиком при Описание объекта закупки не нарушены Правила использования КТРУ.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вместе с тем, Заявителем в жалобе не указано, какие именно характеристики являются, по его мнению, нестандартными. Доказательств данного утверждения, Заявителем в материалы настоящего дела не предоставлено.
Кроме того, Комиссия УФАС по Воронежской области отмечает, что Заявитель в случае неясности, неточности формулировок Описания объекта закупки и т.п., в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, имел право на подачу запроса о даче разъяснений положений Извещений, однако, ООО "АПГРЕЙТ" данным правом не воспользовалось.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС по Воронежской области приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя N2.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АПГРЕЙТ" на действия департамента строительной политики Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для государственных нужд по строительству объекта "Поликлиника для БУЗ ВО "Новоусманская РБ" в с. Новая Усмань Новоусманского района, Воронежской области" (номер извещения 0131200001022016254) обоснованной частично.
2. Признать в действиях департамента строительной политики Воронежской области, управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать департаменту строительной политики Воронежской области, управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 января 2023 г. N 036/06/33-87/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023