Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в отсутствие представителей ООО "ЭНДО-МЕД",
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Куракиной Г.С. (доверенность N 1 от 10.01.2023 года);
при участии представителей БУЗ ВО "ВОКОД":
- Авдеевой Т.М. (доверенность б/н от 19.01.2023 года);
рассмотрев жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" на действия на незаконные действия заказчика (уполномоченного органа) (по закупке номер извещенияN 0131200001022016440),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ЭНДО-МЕД"" (далее - Заявитель) на действия заказчика БУЗ ВО ВОКОД и уполномоченного органа управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - УРКС) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022016440) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия заказчика и уполномоченного органа нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в нижеследующем.
1. Требования к товару установлены Заказчиком в Приложении N 3 - "Описание объекта закупки", в частности, при описании товарных позиций с 1 - 4: Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый установлены требования:
Минимальное усилие на разрыв не менее 15H (не менее 10Н во второй позиции) |
Для обеспечения безопасности пациентов, согласно закону "О защите прав потребителей" и подтверждения качества товара, прошедшего оценку соответствия |
Анализ вышеуказанных требований позволяет прийти к выводу о том, что значения показателей по вышеуказанным позициям в соответствии действующими требованиями государственных стандартов определяются на основании проведения соответствующих испытаний: согласно п. 4.6 ГОСТа ISO 10555-1 определение минимального усилия на разрыв осуществляется при испытании в соответствии с методом, приведенным в приложении В связи с указанным данное требование незаконно.
2. Заказчиком в Описании объекта закупки в позициях 1-4 установлены следующие требования:
J-образный проводник, диаметр 0,035'' заключен в пластиковый диспенсер с механизмом блокировки обратного движения проводника. |
способствует оптимальному использованию и безопасному введению интродьюсера |
Согласно регистрационному досье N РД-45760/84851 от 02.12.2021 на
медицинское изделие "Порт-системы для имплантации "Селесайт" (Celsite) с наборами для их установки", производства "Б.Браун Медикал", Франция, у порт-систем данного производителя отсутствует механизм блокировки обратного движения проводника.
Аналогичные сведения об отсутствии у J-проводника - "механизма блокировки обратного движения проводника" прослеживаются в досье и у других ведущих производителей порт-систем (PFM Medical РУ РЗН 2014/1430; Bard Access РУ РЗН 2015/2756 и РЗН 2016/4788).
В соответствии с письмом Росздравнадзора РФ от 30.11.2022 N 08П-90113 (прилагается) СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДЕЛИИ "J-образный проводник, с механизмом блокировки обратного движения проводника" в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, как о самостоятельном медицинском изделии не содержится.
Таким образом требование в описании объекта закупки наличия J проводника "механизма блокировки обратного движения проводника" являются реально не исполнимыми, а не заинтересованный участник аукциона не может корректно заполнить заявку на участие в аукционе, так как в открытых источниках информация не публикуется ни одним производителем порт-систем.
3. Заказчиком в Описании объекта закупки в позициях 1-4 установлены следующие требования:
J-образный проводник, диаметр 0,035'' заключен в пластиковый диспенсер с механизмом блокировки обратного движения проводника. |
способствует оптимальному использованию и безопасному введению интродьюсера |
Согласно пункту 6 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В обосновании необходимости использования дополнительной информации указано: "- способствует оптимальному использованию и безопасному введению интродьюсера", что объясняет использование J-образного проводника. Обоснование необходимости использования дополнительной информации о "механизме блокировки обратного движения проводника" - отсутствует.
Таким образом включение в описании объекта закупки наличия "механизма блокировки обратного движения проводника" является нарушением требования Правил (ПП N 145 от 08.02.2017).
Заказчик, уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, предоставлены письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.12.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 0131200001022016440 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 1 477 994,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению
1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в конкурсе.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что Заказчиком в Приложении N 3 - "Описание объекта закупки", в частности, при описании товарных позиций с 1 - 4: Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый предъявлены требования:
Минимальное усилие на разрыв не менее 15H (не менее 10 Н во второй позиции) |
Для обеспечения безопасности пациентов, согласно закону "О защите прав потребителей" и подтверждения качества товара, прошедшего оценку соответствия |
При этом, согласно Инструкции по заполнению заявки "2.9. Если в "Описании объекта закупки" установлено максимальное значение показателя, сопровождаемое словами "не более", "менее", "до", "по", "не выше" и прочими, или знаком "<", то участник закупки указывает в заявке конкретное значение показателя, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.17 настоящей инструкции", то есть участник закупки при заполнении заявки должен указать конкретное значение показателя.
В тоже время согласно п. 4.6 ГОСТа ISO 10555-1 определение минимального усилия на разрыв осуществляется при испытании.
Согласно статье 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что установление требования указать конкретные показатели товара, которые становятся известными после испытания товара, является нарушением законодательства о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя требование в описании объекта закупки наличия J проводника "механизма блокировки обратного движения проводника" являются не исполнимыми, а не заинтересованный участник аукциона не может корректно заполнить заявку на участие в аукционе, так как в открытых источниках информация не публикуется ни одним производителем порт-систем.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.
Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Правила обязывает Заказчика применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Как пояснил представитель заказчика потребность заказчика состоит в наличии механизма блокировки обратного движения проводника, т. к. эта функциональная характеристика препятствует неконтролируемому движению проводника по вене и делает невозможным его случайное извлечение в случае обратного заведения в кожух (футляр) после его использования. Эта функциональная, практическая характеристика необходима исходя из опыта и специфики работы, с ее помощью имплантация более безопасна и эффективна, т. к. минимизирует возможные осложнения и, следовательно, направлена на соблюдение интересов пациентов и имеет для Заказчика принципиальное значение.
Исходя из существа указанных норм Заказчик самостоятельно определяет уровень детализации характеристик соответствующего его потребностям товара.
Также требуемая характеристика порт-систем есть как минимум у двух производителей зарегистрированных и находящихся в свободном обращении на территории РФ: Б.Браун Медикал РУ ФСЗ 2008/03191 и "пфм медикал спп СА" РУ РЗН 2014/1430 исходя из поданных заявок участниками электронного аукциона.
Информация о необходимых характеристиках указана в каталоге Б.Браун стр. 20 ( приложение 3), а у производителя "пфм медикал спп СА" данная информация указана на сайте https://medimcom.ru/katalog/pfm/port-system/nabor-dlya-implantaczii-port- sistem-po-metodike-seldingera.html (приложение 4).
Для подтверждения характеристик заказчиком был сделан запрос держателям (заявителям) РУ предложенных медицинских изделий. Получен подтверждающий ответ о соответствии достоверности технических характеристик от ООО "Б.Браун Медикал". ( приложение 2).
Кроме того, Заказчик указал, что закупка объявлена на Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый с набором для установки в единой стерильной заводской упаковке, в состав которого входит J-образный проводник с механизмом блокировки обратного движения проводника", а не на самостоятельное изделие ""J-образный проводник с механизмом блокировки обратного движения проводника.
Проанализировав предоставленную информацию комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода Заявителя.
3. Заявитель полагает, что в описании объекта закупки отсутствует Обоснование необходимости использования дополнительной информации о "механизме блокировки обратного движения проводника".
Как указал представитель Заказчика "Обоснование дополнительной характеристики "J-образный проводник, диаметр 0,035'' заключен в пластиковый диспенсер с механизмом блокировки обратного движения проводника" в Описании объекта закупки имеется - это "Способствует оптимальному использованию и безопасному введению интродьюсера"".
Согласно п. 6 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) нет критериев/шаблонов или иных указаний как должен Заказчик обосновывать дополнительные характеристики.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода Заявителя.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" на действия на незаконные действия заказчика (уполномоченного органа) (по закупке номер извещенияN 0131200001022016440) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушение часть 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты торгов.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24 января 2023 г. N 036/06/33-98/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023