Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
при участии представителей ИП Ляшко С.С.:
- Макаровой Елены Анатольевны (доверенность от 16.01.2023 года N1),
- Другалевой Кристины Сергеевны (доверенность от 16.01.2023 года N2),
при участии представителей комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Нововоронеж:
- Дорошенкова Алексея Михайловича (Распоряжение об исполнении обязанностей от 11.01.2023 года N7-л),
- Уразовой Елены Викторовны (доверенность от 17.01.2023 года N3),
- Быковской Натальи Сергеевны (доверенность от 18.01.2023 года N2),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП Ляшко С.С. (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Нововоронеж (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении электронного конкурса на благоустройство городского парка "Новопарк" города Нововоронежа (номер извещения 0131300044722000115) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, действия комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Нововоронеж нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном отклонении заявки ИП Ляшко С.С. (идентификационный номер заявки - 113355079).
Комиссия по осуществлению закупок с доводами, изложенными в жалобе не согласна и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Извещение N0131300044722000115 размещено: 20.12.2022 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является благоустройство городского парка "Новопарк" города Нововоронежа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 98 301 395,95 рублей.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частям 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N2571. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению N2571.
Пунктом 9 графы 1 Дополнительных требований предусмотрено, что дополнительные требования применяются при проведении конкурентной закупки, объектом которой являются - работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом, в соответствии с абзацем 3 подпункта а) пункта 3 Постановления N2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 Дополнительных требований применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Графой 2 пункта 9 Дополнительных требований предусмотрено, что к участникам закупки предъявляется требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Кроме того, графой 2 пункта 9 Дополнительных требований установлено, что цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 графы 2 позиции 9, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 графы 2 позиции 9, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Графой 3 пункта 9 Дополнительных требований предусмотрено, что соответствие участника данным требования подтверждается следующими документами и информацией: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации".
В соответствии с вышеизложенным, Заказчиком при проведении настоящего Конкурса в Извещении предусмотрены требования к участникам закупки согласно позиции 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей.
При этом, проведение данного конкурса осуществлялось с учётом особенностей, предусмотренных частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть должна содержать информацию и документы, в том числе, предусмотренную подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
При этом, пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Участником закупки, в рамках документов и информации, подтверждающих соответствие требованиям позиции 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 на электронной площадке размещены сведения о муниципальном контракте N 08483000695220002320001 (реестровый номер контракта - 3501401215722000106), а также акты выполненных работ по указанному контракту, которые в дальнейшем направлены оператором электронной площадки в составе заявки Заказчику.
Подпунктом а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае, несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
11.01.2023 года Заказчиком сформирован и опубликован Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.01.2023 NПРОII1, из содержания которого следует, что Комиссией по осуществлению закупок в отношении заявки (идентификационный номер - 113355079) принято решение об отклонении заявки по следующему основанию: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Не согласившись с данным основанием, участник закупки обратился в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе в управление федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, при этом мотивировав свою позицию тем, что по мнению Заявителя, вывод о том, что представленный договор не является исполненным ввиду отсутствия в составе заявки платежных поручений, опровергается имеющимися в составе заявки актами выполненных работ, которые подтверждают исполнение договора в полном объеме. Тот факт, что по данным ЕИС спорный договор находится "на исполнении", не свидетельствует об отсутствии у участника закупки необходимого опыта выполнения работ. Обязанность указывать в ЕИС сведения о статусе исполнения договора лежит на заказчике, являющемся стороной такого договора. Участник закупки, являясь более слабой стороной договора, не должен нести ответственность за неразмещение заказчиком в ЕИС надлежащей информации об исполнении договора.
Так, Комиссия УФАС по Воронежской области оценив законность и обоснованность принятого Комиссией по осуществлению закупок решения об отклонения заявки (идентификационный номер - 113355079), приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением к Постановлению N2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений указанного пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении к Постановлению N2571 в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства.
В соответствии с абзацем пятым подпункта "б" пункта 3 Постановления N2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32-36 и пунктом 1 позиции 37 приложения к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении закупок в соответствии с позициями, указанными в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 Постановления N2571, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является исполненный участником закупки контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или исполненный договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
При этом такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина России от 1 сентября 2022 г. N 24-06-06/85201 "О рассмотрении обращения".
Часть 4 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В силу абзаца 9 подпункта б) пункта 3 Постановления N2571 в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе;
Вместе с тем, как установлено материалами настоящего дела, по состоянию на дату и время рассмотрения вторых частей заявок (11.01.2023 года), согласно сведениям, размещённым в ЕИС, данный Контракт находился на стадии исполнения, информация об исполнении Контракта со стороны Заказчика (оплата заказчиком выполненной работы) отсутствовала.
Таким образом, Комиссия УФАС по Воронежской области приходит к выводу о законности и обоснованности принятия комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки с идентификационным номером - 113355079, поскольку Комиссия по осуществлению закупок, действуя в рамках своих полномочий, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Постановления N2571, руководствовалась прежде всего информацией, размещённой в ЕИС, в соответствии с которой, по состоянию на дату и время рассмотрения вторых частей заявок (11.01.2023 года) муниципальный контакт N 08483000695220002320001 (реестровый номер контракта - 3501401215722000106) не являлся исполненным.
Иной подход, противоречит основополагающим принципам Закона о контрактной системе (в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе, к таковым отнесены, повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников), целям и задачам Постановления N2571, поскольку создаёт необоснованные риски для Заказчика, а также, в рассматриваемом случае муниципальных нужд, в виде допуска заявки участника закупки не обладающего опытом выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Более того, Комиссия УФАС по Воронежской области, при принятии настоящего решения также учитывает, что ИП Ляшко С.С. являясь профессиональным участником рынка, подавая заявку (05.01.2023 года), а также размещая на электронной площадке документы, подтверждающие соответствие требованиям позиции 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 (28.12.2022 года) заведомо осознавал о том, что данный Контракт, в соответствии с информацией и документами ЕИС не является исполненным, следовательно, осознавал наступление неблагоприятных последствий, в виде отклонения заявки.
Также Комиссия УФАС по Воронежской области отмечает, что Комиссия по осуществлению закупок не имела возможности убедиться в исполнении Контракта путём направления официального запроса и т.п., поскольку, как указывалось выше, в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе обязана руководствоваться прежде всего информацией, размещённой в ЕИС.
Кроме того, обязанность по самостоятельному установлению Заказчиком наличия у участников закупки соответствующего опыта, Законом о контрактной системе не предусмотрена и дополнительно возложена быть не может.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по Воронежской области не усматривает в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Ляшко С.С. на действия комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Нововоронеж при проведении электронного конкурса на благоустройство городского парка "Новопарк" города Нововоронежа (номер извещения 0131300044722000115) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 25 января 2023 г. N 036/06/31-112/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023