Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
в отсутствие представителей муниципального бюджетного учреждения Спортивная школа олимпийского резерва N 18 (о месте и времени рассмотрения настоящего обращения уведомлены надлежащим образом, посредством функционала ЕИС),
при участии представителя ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ":
- Пасюковой Елены Владимировны (доверенность от 12.01.2023 года),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение муниципального бюджетного учреждения Спортивная школа олимпийского резерва N 18 (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" (далее - Исполнитель/Подрядчик) в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку модульного здания (хозблок) (реестровый номер контракта - 3366209168622000015), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
28.10.2022 года по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" заключен муниципальный контракт N99 (реестровый номер контракта - 3366209168622000015) (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется в соответствии с условиями Контракта передать (поставить) товар модульное здание (хозблок) Заказчику, установить (монтировать) поставленный товар, а Заказчик обязуется обеспечить оплату и приемку поставленного товара.
При этом, в соответствии с пунктом 4.1 Контракта Поставщик передает Заказчику товар надлежащего качества и устанавливает (монтирует) его в срок 20 рабочих дней с момента заключения контракта.
Таким образом, предусмотренный Контрактом срок исполнения обязательств со стороны ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" приходился на 28.11.2022 года.
22.11.2022 года между муниципальным бюджетным учреждением Спортивная школа олимпийского резерва N 18 и ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" заключено дополнительное соглашение N1 к Контракту, согласно которому стороны внесли изменения в пункт 4.1 Контракта и согласно новой редакции: "Поставщик передает Заказчику товар надлежащего качества и устанавливает (монтирует) его в срок 28 рабочих дней с момента заключения контракта".
Таким образом, предусмотренный Контрактом срок исполнения обязательств со стороны ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ", с учётом дополнительного соглашения, приходился на 08.12.2022 года.
13.12.2022 года Заказчиком составлен Акт претензии к качеству поставляемого товара по Контракту согласно которому, в соответствии с Приложением N2 "Характеристики товара" к Контракту качество поставляемого Поставщиком товара не соответствует условиям Контракта, а именно: 1. Отсутствует электропроводка по всему Хозблоку. 2. Высота Хозблока от 2,4 м до 2,5, что не соответствует заявленным характеристикам в Приложением N2 к Контракту. 3. Отсутствует терраса шириной 2,5 м., длиной 7 м и высотой не менее 2,5 м. 4. Отсутствуют жалюзийные решетки внутри помещений на каждом окне.
Кроме того, Заказчик в данном акте потребовал устранить выявленные замечания в течении 7 календарных дней до 20.12.2022 года.
В материалы настоящего дела предоставлен ответ ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" на указанный Акт претензии к качеству поставляемого товара по Контракту, в котором Общество согласилось с выявленными несоответсвиями, вместе с тем указало, что пункты 1,3,4 устраняются при монтаже Хозблока, а относительно пункта 2 Акта претензии сообщило, что данный недостаток является неустранимым, однако данный недостаток возник не по вине Поставщика, и обнаружен лишь при приёмке Товара Заказчиком.
А также, в данном ответе ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" просило рассмотреть возможность принятия товара с высотой от 2,4 до 2,5, с пропорциональным уменьшением цены контракта.
Вместе с тем, в установленный Актом претензии к качеству поставляемого товара по Контракту срок, ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" не осуществил поставку товара, соответствующего условиям Контракта, в связи с чем, Заказчиком посредством ЕИС направлено письмо N313 от 21.12.2022 года с требованием поставить товар в течении 2-х календарных дней, то есть, до 24.12.2022 года.
Однако, по состоянию на 26.12.2022 года, ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" не исполнило свои обязательства по Контракту.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
Таким образом, ввиду существенных нарушений Поставщиком условий Контракта, 26.12.2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Заказчиком, во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС - 26.12.2022 года в 11:36 (МСК) (МСК) (URL - https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1674814).
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе -26.12.2022 года признаётся датой надлежащего уведомления поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 09.01.2023 года существенные нарушения условий Контракта со стороны Поставщика устранены не были, вследствие чего основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта у Заказчика отсутствовали, контракт считается расторгнутым - 09.01.2023 года.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Так, во исполнение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком 10.01.2023 года направлены сведения о включении ООО "ПРОМТСРОЙ-ИНВЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
В силу п. 15 Правил, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Сама по себе квалификация обстоятельств неисполнения контракта как чрезвычайных, непредотвратимых и (или) форс-мажорных, не исключает необходимость установления всей совокупности иных указанных выше фактов, а потому является недостаточной для разрешения антимонопольным органом вопроса о включении такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, проводиться проверка добросовестности или недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им контракта, а не формальная констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении настоящего обращения, предоставленных документов от Заказчика и от Исполнителя комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны исполнителя (умысла), направленного на неисполнение контракта
Так, согласно письменным пояснениям ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ", предоставленным на заседание Комиссии УФАС по Воронежской области, недостаток относительно высоты Хозблока возник не по вине Поставщика, поскольку ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" отправил электронным письмом изготовителю данного Товара характеристики, указанные в Контракта. Вместе с тем, при подписании договора с производителем ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" сравнил спецификацию, но не усмотрел, что вверху таблицы указана иная, чем в характеристиках к контракту высота Хозблока.
Комиссия УФАС по Воронежской области относится к данным объяснениям критически, поскольку ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" проявив должную степень осмотрительности имело возможность предотвратить данное обстоятельство.
Вместе с тем, заключенный между ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" и ООО "БЫТОВКИН" договор от 02.111.2022 года N65 на изготовление хозблока, а также поставка и монтаж Хозблока Обществом 13.12.2022 года, свидетельствует о намерении Общества исполнить муниципальный контракт, и не позволяет Комиссии УФАС по Воронежской области прийти к однозначному выводу о наличии в действиях Общества умысла, направленного на неисполнение Контракта.
При этом, Комиссия УФАС по Воронежской области при принятии настоящего решения, также принимает во внимание, что срок изготовления нового хозблока, значительно превышает сроки, предоставленные Заказчиком для устранения выявленных нарушений. А также, предоставленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок, для устранения допущенных нарушений приходился, в том числе, на выходные (праздничные дни с 31.12.2022 года по 08.01.2023 года включительно).
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии, в рассматриваемом случае, обстоятельств, предусмотренных подпунктом в) пункта 15 Правил, а именно, ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает в действиях Общества недобросовестного поведения, которое бы выражалось в умышленном уклонении от исполнения муниципального контракта.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО "ПРОМСТРОЙ-ИНВЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 января 2023 г. N 036/06/104-86/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023