Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Управы Советского района городского округа город Воронеж Шалимовой А.Н. (доверенность от 09.01.2023 года N 148)
ООО "КСК" - Кучеренко О.В. (доверенность от 16.01.2023 года N),
рассмотрев обращение заказчика - управы Советского района городского округа город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КСК" (ИНН: 4345514967) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: Выполнение работ по устройству подъездных путей к контейнерным площадкам, устройству водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках, расположенных на территории Советского района городского округа город Воронеж (извещение N 0131300000622002399) (ИКЗ: 223366502154236650100100480024211244),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) приняло к рассмотрению обращение заказчика - управы Советского района городского округа город Воронеж (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КСК" (далее - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме: Выполнение работ по устройству подъездных путей к контейнерным площадкам, устройству водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках, расположенных на территории Советского района городского округа город Воронеж (извещение N 0131300000622002399) (ИКЗ: 223366502154236650100100480024211244) (далее - запрос котировок).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
12.10.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта - 4829110.80 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.10.2022 NИЗК1 победителем аукциона признано ООО "КСК".
24.10.2022 года между управой Советского района городского округа город Воронеж и ООО "КСК" заключен контрактN 2399.
В соответствии с пунктом 1 контракта:
1.1.Подрядчик обязуется в соответствии с условиями Контракта выполнить работу по устройству подъездных путей к контейнерным площадкам и устройство водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерных площадках, расположенных на территории Советского района городского округа город Воронеж, согласно локальным сметным расчетам (Приложение N 2.1-2.8 к Контракту), ведомостям объемов работ (Приложение N 3.1-3.8 к Контракту) и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.3.Место выполнения работы: Советский район городского округа город Воронеж, согласно Приложению N 1 - Сводный сметный расчет.
Цена контракта - 4 829 110, 80 руб.
На основании п. 4 контракта
4.1.Работы выполняются силами и средствами Подрядчика.
4.2. Срок выполнения работы: с 24.10.2022 по 15.11.2022, в соответствии с графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 4).
4.3. Начальные и конечные сроки выполнения работ на участке, указанных в Приложении N 1 к Контракту (сводный сметный расчет) устанавливаются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 4 ).
В соответствии с п. 10.1 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
30.12.2022 года заказчиком размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 30.12.2022 года.
Контракт считается расторгнутым - 10.01.2023 года (по истечении десяти дней с даты поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На рассмотрении обращения представитель заказчика пояснил, что условия контракта не выполнены: асфальт не уложен, процент фактически выполненных работ от предусмотренного контрактом составляет 22%; объекты не подлежат эксплуатации, результат работ потребительской ценности для заказчика не имеет.
На рассмотрении обращения представитель поставщика сообщил о наличии обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта, а именно: получение повесток сотрудниками в связи с СВО, погодные условия, работы по бурению скважин на некоторых объектах, проводимые другими подрядчиками.
Статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок одностороннего расторжения контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Как установлено при рассмотрении обращения, согласно п. 4.2 контракта N 2399 от 24.10.2022 срок выполнения работы: с 24.10.2022 по 15.11.2022, в соответствии с графиком выполнения работ. Контрактом предусмотрено выполнение работ на 8 объектах.
ООО "КСК" приступил к выполнению работ с нарушением сроков, установленных контрактом, а именно:
ул. Перхоровича, 6 С 05.11.2022
ул. Комарова, 2 Не приступали
ул. Комарова, 4 С 11.11.2022
ул. Комарова, 6 С 11.11.2022
ул. Комарова, 8б С 05.11.2022
ул. Комарова, 10 Не приступали
ул. Комарова, 14 Не приступали
ул. Комарова, 16 Не приступали.
Письмом N220 от 16.11.2022, подрядчик сообщил о получении повесток в связи с СВО сотрудниками, выполняющими работы на объекте, просил изменить сроки окончания работ до 29.12.2022, а также информировал, что Контракт будет исполнен надлежащим образом в соответствии с техническим заданием.
Подтверждающих документов, свидетельствующих о призыве сотрудников, задействованных при проведении работ, на военную службу в связи с мобилизацией, подрядчиком не представлено
Письмом N 010 от 25.11.2022 Подрядчик сообщил заказчику о возобновлении работ с 26.11.2022.
Письмом N 011 от 09.12.2022 Подрядчик проинформировал заказчика о том, что общество приступило к укладке асфальта и предупредил, что температура ниже 0 может повлиять на качество укладки асфальта.
Однако фактически к укладке асфальта подрядчик не приступил.
Письмом N013 от 16.12.2022 подрядчик сообщил заказчику о неблагоприятной экономической ситуации вследствие зарубежных санкций, а также о погодных условиях и просил рассмотреть вопрос об изменений условий контракта в части продления срока их исполнения в связи с существенным изменением обстоятельств.
Конкретных подтверждающих документов о влиянии зарубежных санкций на хозяйственную деятельность подрядчика, а также о погодных условиях подрядчиком не предоставлено.
23.12.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо о невозможности продления сроков исполнения контрактов на 2023 год в силу отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также указано, что заказчиком ожидается дальнейшее исполнение принятых ООО "КСК" на себя обязательств в пределах их сроков действия.
По состоянию на 29.12.2022 работы, предусмотренные контрактом не завершены.
30.12.2022 года заказчиком размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Контракт расторгнут - 10.01.2023 года.
По истечении десяти дней с даты поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия об одностороннем отказе от исполнения контракта, не устранены, что подтверждается актом от 10.01.2023 года заказчика, согласно которому на объектах выполнены следующие работы:
Адрес |
Типы работ, которые выполнены |
Работы не выполнены |
ул. Перхоровича, 6 |
Разработка грунта, устройство бортового камня, бетон, песок, щебень |
Расклинцовка, асфальт |
ул. Комарова, 2 |
Не приступали |
Не приступали |
ул. Комарова, 4 |
Разработка грунта, песок, |
устройство бортового камня, бетон, щебень |
ул. Комарова, 6 |
Разработка грунта, песок, |
устройство бортового камня, бетон, щебень Расклинцовка, асфальт |
ул. Комарова, 8б |
Разработка грунта, устройство бортового камня, бетон, песок, щебень |
Расклинцовка, асфальт |
ул. Комарова, 10 |
|
Не приступали |
ул. Комарова, 14 |
|
Не приступали |
ул. Комарова, 16 |
|
Не приступали |
Как пояснил на рассмотрении обращения представитель заказчика, места производства работ по состоянию на 10.01.2023 года представляют собой открытый щебень крупной фракции, с наличием в некоторых местах бортового камня. При данных обстоятельствах данный щебень разносится проезжающими автомобилями по дворовой территории, крошится, вдавливается в грунт, в местах проезда автомобилей основание вдавливается, бортовой камень при наезде автомобильной техники заваливается, при выпадении обильных осадков щебень вымывается в канализацию, что может привести к ее нерабочему состоянию. Данные обстоятельства препятствуют продвижению автомобилей и пешеходов, приводят к многочисленным обращениям в органы власти жителей Советского района с жалобами на производство работ.
13.01.2023 года подрядчик посредством электронной почты уведомил заказчика о направлении актов выполненных работ по форме КС-2, справок по форме КС-3 и счетов на оплату сумму 985 783, 2 рубля при цене контракта 4 829 110 руб. 80 коп. Документы поступили в управу района 17.01.2023.
Согласно п. 6.7 Контракта Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке (акт о приемке выполненных работ по форме КС-2). Документ о приемке, подписанный Подрядчиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта Контракта автоматически с использованием единой информационной системы направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик. В срок не более 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта Контракта, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
По состоянию на 18.01.2023 года поступившие без соблюдения вышеуказанного порядка сдачи-приемки работ, предусмотренного законом о контрактной системе и контрактом, документы находятся на рассмотрении заказчика.
С учетом актов, представленных подрядчиком, процент фактически выполненных работ от предусмотренного контрактом составляет:
|
Адрес объекта |
Стоимость работ (локально - сметный расчет по контракту) |
Стоимость фактически выполненных работ по информации ООО "КСК" |
% от суммы запланированных работ |
1 |
ул. Космонавта Комарова, 8б |
1352964 |
236570,4 |
17% |
2 |
ул. Космонавта Комарова, 4 |
163204,8 |
32860,8 |
20% |
3 |
ул. Космонавта Комарова, 6 |
173925,6 |
90228 |
52% |
4 |
ул. Комарова, 16 |
429543,6 |
0 |
0 |
5 |
ул. Комарова, 14 |
338006,4 |
0 |
0 |
6 |
ул. Комарова, 10 |
535678,8 |
0 |
0 |
7 |
ул. Комарова, 2 |
468290,4 |
0 |
0 |
8 |
ул. Генерала Перхоровича,6 |
1367497,54 |
626124 |
46% |
Итого: |
4 360 820,40 |
985783,2 |
22% |
|
|
|
|
|
|
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что установленные при рассмотрении дела обстоятельства указывают на недобросовестное поведение подрядчика.
Так, по состоянию на 10.01.2023 года в соответствии с актом заказчика, а также с учетом актов, составленных подрядчиком, в соответствии с пояснениями подрядчика, на 4-х объектах работы не начаты, на остальных объектах осуществлены подготовительные работы, однако асфальт не уложен.
Процент фактически выполненных работ от предусмотренного Контрактом составляет: 22%
Объекты не подлежит эксплуатации, результат работ потребительской ценности для заказчика не имеет (асфальт отсутствует, место проведения работ: открытый щебень крупной фракции, который разносится проезжающими автомобилями по дворовой территории, вымывается в канализацию, препятствуют продвижению автомобилей и пешеходов).
Таким образом, подрядчиком нарушены существенные условия контракта.
Комиссия Воронежского УФАС России признает несостоятельными доводы подрядчика о наличии обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению условий контракта (мобилизация сотрудников в связи с СВО, погодные условия, ведение буровых работ другими подрядчиками) в связи с непредставлением документальных доказательств.
Так, на рассмотрении обращения подрядчик сообщил, что исполнение контракта на некоторых объектах не представлялось возможным вследствие проведения работ по бурению другими подрядчиками.
На вопросы Комиссии Воронежского УФАС России на каких именно объектах, в какой период велись данные работы и чем подтверждается данное утверждение, представитель подрядчика ответить затруднился.
В силу ч.1 ст.715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (ч. 3 ст. 715 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В силу статьи 708 ГК РФ существенным условием договора подряда является условие о сроке выполнения работы.
Как следует из общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника; отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров; отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таких доказательств подрядчиком не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "КСК" (610010, КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КИРОВ, МКР. РАДУЖНЫЙ, УЛ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, Д. 1Б, ПОМ. 1028; ИНН: 4345514967; директор/учредитель БЕЛОРЫБКИН ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ, ИНН: 434585334679)
Резолютивная часть решения объявлена: 19.01.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 24.01.2023 года
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В.Михин
Члены Комиссии Н.И. Сисева
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 января 2023 г. N 036/06/104-55/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023