Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от: заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая
больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>,
<_>, представителей по доверенности, уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности, заявителя - индивидуального предпринимателя <_>,
представителя по доверенности, рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель, ИП <_>) на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик, бюджетное учреждение) о проведении электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 12.01.2023 поступила жалоба ИП <_> на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. N 0815500000522011548) (далее - Электронный аукцион).
В жалобе Заявитель сообщает, что положения извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик необоснованно включил в описание объекта закупки дополнительные требования к приборам, а также описанию объекта закупки соответствует товар только одно производителя.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении электронного аукциона сформирована в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
29.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522011548 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий., с начальной (максимальной) ценой контракта 7 797 636,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
Объектом закупки являются Облучатели-рециркуляторы ультрафиолетовые бактерицидные ОКПД 2 - 32.50.50.190.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Указанные ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заказчиком указанное ограничение установлено в извещении.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования КТРУ (пункт 3 Правил использования КТРУ).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию относительно описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил формирования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил формирования КТРУ регламентировано, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил формирования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, в соответствии с описанием объекта закупки, содержащейся извещение о закупке, предметом закупки является поставка облучателей-рецир-
куляторов ультрафиолетовых бактерицидных. Заказчиком выбран код ОКПД 2 32.50.50.190 - "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и-1033, Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Приложением N1 к извещению о закупке установлены требования к облучателямрециркуляторам ультрафиолетовым бактерицидным, а также требования к комплектности поставки товара.
Заявитель в своей жалобе указал следующие доводы:
- в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" в позициях N1, N2, N4, N5, N6 незаконно указаны требования к приборам, а именно "Корпус из ударопрочного химически стойкого диэлектрического пластика -наличие"; "Рециркулятор оборудован специальным фильтровальным блоком со сменным фильтром. Фильтровальный блок устанавливается на корпус рециркулятора при помощи защелок-фиксаторов без применения инструментов - соответствие", "Замена сменного воздушного фильтра без раскрытия корпуса и без применения инструментов - соответствие";
- в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" незаконно установлены требования к габаритам товара;
- в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" по позиции N6 установлено излишнее и необоснованное требование о наличии пульта дистанционного управления.
Относительно указанных доводов, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.
В соответствии с классификатором, позиции КТРУ 32.50.50.190-00002849 ,
32.50.50.190-00002843, 32.50.50.190-00002844, 32.50.50.190- 00002845, 32.50.50.19000002846, 32.50.50.190-00002847, 32.50.50.190-00002848, 32.50.50.190-00002875 , 32.50.50.190-00002876, 32.50.50.190-00002877 "Облучатель ультрафиолетовый бактерицидный" имеют описание, которое обязательно к применению Заказчиками с 16.02.2023.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В зависимости от своих потребностей заказчик в извещении об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день зако нодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении о закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил следующее.
Позиция "Корпус из ударопрочного химически стойкого диэлектрического пластика - наличие" важна и полностью соответствует требованиям бюджетного учреждения, так как при исполнении корпуса рециркулятора из ударопрочного химически стойкого пластика обеспечивается электробезопасность, соответствующая требованиям ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010 для изделий класса I, II. Поверхности всех медицинских изделий подлежат регулярной обработке дезинфицирующими средствами согласно "Методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения" N МУ-287-113, утвержденных Минздравом России 30.12.1998 г. Также корпус, выполненный из ударопрочного химически стойкого пластика, не подвержен коррозии в результате регулярного воздействия дезинфицирующих средств и механических повреждений. Пластиковый корпус является элементом двойной электрической изоляции по классу I, II согласно ГОСТ Р МЭК 60601-1-2010, что позволяет обеспечивать защиту пациентов и персонала медицинской организации при подключении рециркулятора к электрической сети с отсутствующим или неисправным заземлением. На рынке широко представлены рециркуляторы с корпусами, выполненными из пластика. В данном случае требование заказчика обусловлено необходимостью поддержания надлежащего технического состояния изделия при длительной эксплуатации.
Наличие съемного фильтровального блока со сменным фильтром, устанавливающегося на корпус рециркулятора посредством защелкивающегося соединения, принципиально важно для Заказчика, так как это позволяет удобно, оперативно и без применения инструмента и раскрытия корпуса заменить воздушный фильтр непосредственно медицинским персоналом без привлечения технических специалистов или обслуживающей организации и, следовательно, не влечет дополнительных финансовых расходов, дает возможность проведения дезинфекционной обработки воздушных решеток методом погружения, позволяет минимизировать процедуры по техническому обслуживанию рециркуляторов. В техническом задании заказчиком сформулированы требования к техническим характеристикам рециркуляторов согласно информации, содержащейся в открытых информационных источниках. Использование пластиковых крепежных элементов для соединения пластиковых же частей корпуса рециркулятора в отличие от использования металлических метизов (например, самонарезающих винтов) не приводит к нарушению целостности мест сопряжения и позволяет производить многократные циклы сборки/разборки для целей технического обслуживания без ущерба для качества соединения, поскольку качественное сопряжение не позволяет выходу из рециркулятора опасного для глаз человека ультрафиолетового излучения.
Характеристика товара в виде наличия пульта дистанционного управления также яв ляется важной для Заказчика, поскольку он заказывает облучатели открытого типа, которые могут функционировать только в отсутствии людей в соответствии с пунктом 5.5. "Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004), согласно которого "В помещениях группы Б обеззараживание воздуха можно осуществлять ультрафиолетовыми- бактерицидными установками открытыми или комбинированными облучателями". В данном случае пульт дистанционного управления служит для безопасного пуска открытого облучателя с целью предотвращения поражение глаз опасным ультрафиолетовым излучением у медперсонала.
При указании габаритов Заказчик воспользовался правилами, указанными в статье 33 Закона о контрактной системе, поскольку указал показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным в положении извещения требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Габариты являются наиболее приемлемыми для заказчика, поскольку позволяют оптимально размещать его в помещении, а также соблюдая принципы эргономики удобно его транспортировать с учетом его размера по высоте без перегрузки спины и рук, что связанно со здоровьем медперсонала.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Исходя из приведенных выше нормативно-правовых норм, анализа материалов дела, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком описание объекта закупки определено с учетом его потребности и в соответствии с законодательством о контрактной системе и размещено в ЕИС одновременно с извещением об осуществлении закупки.
Таким образом, вышеуказанный довод заявителя Комиссией Чувашского УФАС России признан необоснованным.
В жалобе Заявителя также указано, что установленным Заказчиком требованиям соответствуют товары только одного производителя - АО "КРОНТ - М".
В опровержении данного довода Заказчиком представлен сравнительный анализ, согласно которому позициям NN 1, 2, 3, 4, 5 соответствуют также товары производителя АО "Производственное объединение "Завод имени Серго", а позиции N 6 - ООО "Центр Светотехники".
Таким образом, техническим характеристикам, указанным в аукционной документации, соответствуют товары не менее 2-х производителей.
Вместе с тем, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствую
щий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям Извещения, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным учреждения положений Закона о контрактной системе ввиду установления в Извещении требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.
Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в данной закупке поступило 3 (три) заявки.
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика и Уполномоченного учреждения нарушений не установлено.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП <_> необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. N 0815500000522011548) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 23 января 2023 г. N 021/06/33-18/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023