Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Рязанова С.О.,
в присутствии представителей:
- заказчика - государственного казенного предприятия Камчатского края "Единый ситуационно-мониторинговый центр" (далее - Заказчик): Пахомовой А.А. (по доверенности от 18.01.2023 N 45),
- заявителя - публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - Заявитель): Бурдюг А.А. (по доверенности от 31.08.2022 N 01/29/750/22)
- заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Мегафон": Заводчикова Д.В. (по доверенности от 21.04.2020),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) на проектирование пилотной зоны в составе базового контура и создание первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Камчатского края (закупка N 0538500000522000018), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем ЭА на проектирование пилотной зоны в составе базового контура и создание первой очереди базового контура пилотной зоны аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" Камчатского края (закупка N 0538500000522000018) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 29.12.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 56 875 579,15 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в Закупке - 09.01.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0538500000522000018 от 10.01.2023 (далее - Протокол) заявка Заявителя N 113359074 была отклонена аукционной комиссией Заказчика по основанию: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование по п. 1 ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о наличии лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. Заявка участника не содержит данной лицензии".
13.01.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная 12.01.2023 через ЕИС жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, которая по мнению Заявителя не правомерно признала его заявку несоответствующей требованиям извещения о Закупке, поскольку требование о наличии у участника Закупки лицензии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - Лицензия) не правомерно.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив в письме от 18.01.2023 N 11 следующее.
Заявка Заявителя 113359074 была подана до окончания срока подачи заявок и истечения возможности обжалования.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Заявитель, подавая заявку, конклюдентно согласился со всеми ее условиями, в том числе с требованиями, установленными в отношении лицензии. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.
Обжалование Документации за пределами регламентированных сроков затрагивает права и законные интересы иных участников, подавших заявки на условиях такой Документации, что является недопустимым злоупотреблением правом по смыслу статьи 10 ГК РФ.
Вместе с тем требование о наличии Лицензии именно у участников Закупки обусловлено следующими обстоятельствами.
В цели и задачи создания пилотной зоны в составе базового контура аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасный город" Камчатского края входит, в том числе, обеспечение сбора информации от комплексов автоматизированного мониторинга системы мониторинга состояния атмосферного воздуха (пункт 2.2. Технического задания).
В рамках работ по проектированию Комплекса должна быть осуществлена (пункт 4.1.1. III Технического задания) разработка проектных решений по созданию функционального блока КСА "Экологическая безопасность", в составе следующих работ:
1) Разработка проектных решений по созданию Системы мониторинга состояния окружающей среды, предназначенной для непрерывного мониторинга ключевых показателей окружающей среды в составе: - системы мониторинга состояния атмосферного воздуха.
В функции создаваемого комплекса согласно пункта 4.1.1. III Технического задания входит:
- предоставление данных для населения о состоянии окружающей среды, физических и химических процессах, происходящих в окружающей среде и уровне химического загрязнения атмосферного воздуха. В период проведения опытной эксплуатации должен обеспечиваться мониторинг состояния окружающей среды, физических и химических процессов, происходящих в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Кроме того, в пункте 4.1.1.2 Технического задания указано:
В рамках работ по созданию первой очереди Комплекса, на основании разработанных проектных решений, согласованных Заказчиком, должно быть осуществлено:
Создание КСА "Региональная платформа" Комплекса.
Интеграция КСА "Региональная платформа" Комплекса со следующими системами:
- создаваемой системой интеллектуального видеонаблюдения (СВН) Комплекса;
- создаваемой системой мониторинга состояния атмосферного воздуха Комплекса.
создание системы интеллектуального видеонаблюдения (СВН) Комплекса
создание системы мониторинга состояния атмосферного воздуха в составе 1 (одного) комплекса автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха. Место размещение, адрес установки периферийного оборудования комплекса автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха системы мониторинга состояния атмосферного воздуха определяется на Этапе 1 - "Проектно-изыскательские работы" с учетом возможности подключения к сетям электроснабжения, связи, размещения на местности на основе получения технических условий на подключение и размещение от организаций, в ведении которых находятся данных вопросы.
В пункте 4.1.2.1.1.1 Общие требования к функциональным подсистемам КСА "Региональная платформа" указано:
Подсистема комплексного мониторинга должна включать в свой состав следующие функциональные модули:
- модуль видеомониторинга и видеоанализа;
- модуль мониторинга состояния окружающей среды;
- модуль мониторинга работоспособности элементов КСА "Региональная платформа".
Модуль мониторинга состояния окружающей среды должен осуществлять сбор и обработку данных, получаемых от вновь создаваемой в рамках настоящего Технического задания системы мониторинга состояния атмосферного воздуха. Состав информации, получаемой от вновь создаваемой системы мониторинга состояния атмосферного воздуха, определяется согласованным протоколом информационного взаимодействия между сопрягаемыми системами.
4.1.2.3 КСА функционального блока "Экологическая безопасность" содержит требования к системе:
Проектируемая система мониторинга состояния атмосферного воздуха предназначена для непрерывного контроля в атмосферном воздухе, посредством комплекса автоматизированного мониторинга содержания загрязняющих веществ, метеорологических параметров (температура, относительная влажность, атмосферное давление). В состав комплекса должен входить газоанализатор для непрерывного автоматического контроля содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ и метеостанция для измерения метеорологических параметров. Дискретность измерений должна быть не менее один раз в час круглосуточно.
А также требования к функциональности системы, в которую, в том числе, входит:
- информирования населения о состоянии атмосферного воздуха посредством размещения информации на интернет-портале подсистемы электронного взаимодействия с муниципальными службами и населением КСА "Региональная платформа" при интеграции систем
В Состав и содержание работ по проектированию и созданию 1 очереди Комплекса согласно пункту 5 ТЗ входит "Этап 4. Выполнение работ по проведению опытной эксплуатации и сдачи-приемки 1 очереди создания Комплекса".
Согласно пункту 6.2 Виды, состав, объем и методы испытаний 1 очереди создания Комплекса:
"Опытную эксплуатацию 1 очереди создания Комплекса проводят на Этапе 4. "Выполнение работ по проведению опытной эксплуатации и сдачи-приемки 1 очереди создания Комплекса" с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик Комплекса и готовности персонала к работе в условиях функционирования Комплекса, определения его фактической эффективности, корректировке (при необходимости) документации 54 и специального программного обеспечения. Продолжительность опытной эксплуатации должна составлять 30 (тридцать) календарных дней"
При этом "В период проведения опытной эксплуатации необходимо предоставление аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды с использованием системы мониторинга состояния атмосферного воздуха путем проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений".
Исходя из требований ТЗ к системе, функционирование системы мониторинга состояния атмосферного воздуха представляет собой деятельность по определению характеристик состояния окружающей среды, физические и химические процессы, происходящие в окружающей среде, определения метеорологических характеристик, а также предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений, которая не может осуществляться лицом, не обладающим Лицензией.
Эксплуатация может быть осуществлена только лицом, имеющую соответствующую Лицензию. В противном случае, проверка и сбор сведений о погодных условиях лицом, не обладающим соответствующей Лицензией, приведет к тому, что принять такую систему в опытную эксплуатацию невозможно.
При этом результат обработки данных такой системы имеет непосредственное влияние на цели и задачи создания пилотной зоны в составе базового контура АПК "Безопасный город" Камчатского края по обеспечению решения задач оперативного предупреждения и реагирования на угрозы общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также обеспечения эффективного взаимодействия и координации действий органов повседневного управления Камчатской территориальной подсистемы РСЧС на региональном и муниципальном уровне.
Согласно Приложения N 1. Риски на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и Елизовского муниципального района входит Пункт 37 - Загрязнение атмосферного воздуха вредными загрязняющими веществами, в том числе дурнопахнущими веществами. Контроль данного риска осуществляется за счет обеспечения сопряжения с вновь создаваемой системой мониторинга состояния атмосферного воздуха в рамках создания 1 очереди Комплекса.
В связи с выше изложенным в рамках Опытной эксплуатации комплекса Исполнителем должны быть протестирован продемонстрирован полный функционал системы, для которого необходимо иметь Лицензию для проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Важность данной работы, требования к качеству данной работы обусловлены последствиями, к которым может привести некачественное выполнение данной работы при создании единого комплекса. Ошибки при определении, наблюдения, анализе и обработке за состоянием окружающей среды (например, при изменении состава воздуха при извержении вулканов, утечки промышленных вредных газообразных веществ и др.) в период исполнения контракта приведут к возникновению (и не предотвращению) угрозы чрезвычайной ситуации, вызванной изменениями в атмосферном воздухе, к человеческим и экономическим потерям.
Так же, Проектом контракта установлены требования к гарантийному обслуживанию в течении 12 месяцев с даты подписания последнего документа о приемке по Контракту, пунктом 9.8. Проекта контракта предусмотрено, что в период гарантийных обязательств Исполнитель обязан проводить наблюдения за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбора, обработки, хранения, предоставления и распространения информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. Для данных действий также, необходимо иметь указанную выше Лицензию.
Таким образом, установленное единое требование к участникам Закупки о наличии Лицензии, является правомерным.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе ЭА начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным данным Федеральным законом, не допускается.
Согласно извещению о Закупке к участникам Закупки установлены единые требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии: "1. Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите информации. Виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79): д - работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении (д1...д3): д1 - средств и систем информатизации; 2. Лицензия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений".
В соответствии с электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки" (приложение N 4 к извещению о Закупке) заявка должна содержать, в том числе Лицензию, содержащую работы (услуги), оказываемые в рамках данного вида деятельности: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Заявка Заявителя данную Лицензию не содержала.
Таким образом, аукционная комиссия Заказчика признала Заявителя не соответствующим требованиям извещения о Закупке, в связи с чем отклонила его заявку, правомерно.
Следовательно довод жалобы о неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о Закупке, необоснованный.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений
В соответствии с пунктом 3.37. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент), в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится, и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Поскольку Заявитель фактически обжалует положения извещения о Закупке, в части установления требования к участникам Закупки о наличии у них Лицензии, по истечении срока окончания подачи заявок - 09.01.2023 (жалоба подана 12.01.2023) данный довод Комиссией не рассматривается.
3. В электронном документе "ТЗ на АПК БГ" приложения к извещению о Закупке содержится описание объекта Закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, содержащейся в данном документе в состав и содержание работ по проектированию и созданию 1 очереди Комплекса согласно пункту 5 ТЗ входит "Этап 4. Выполнение работ по проведению опытной эксплуатации и сдачи-приемки 1 очереди создания Комплекса".
Согласно пункту 6.2 Виды, состав, объем и методы испытаний 1 очереди создания Комплекса: "Опытную эксплуатацию 1 очереди создания Комплекса проводят на Этапе 4. "Выполнение работ по проведению опытной эксплуатации и сдачи-приемки 1 очереди создания Комплекса" с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик Комплекса и готовности персонала к работе в условиях функционирования Комплекса, определения его фактической эффективности, корректировке (при необходимости) документации 54 и специального программного обеспечения. Продолжительность опытной эксплуатации должна составлять 30 (тридцать) календарных дней".
При этом "В период проведения опытной эксплуатации необходимо предоставление аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды с использованием системы мониторинга состояния атмосферного воздуха путем проведения наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений".
Кроме того, проектом контракта установлены требования к гарантийному обслуживанию в течении 12 месяцев с даты подписания последнего документа о приемке по контракту, пунктом 9.8. проекта контракта предусмотрено, что в период гарантийных обязательств Исполнитель обязан проводить наблюдения за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбора, обработки, хранения, предоставления и распространения информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные работы, являются неотъемлемой частью объекта Закупки, и должны выполняться Исполнителем самостоятельно.
Вместе с тем, данный вид деятельности является лицензируемым видом и, соответственно, данные работы, предусмотренные техническим заданием Заказчика, должны выполняться лицом, обладающим Лицензией.
С учетом вышеизложенного, установление Заказчиком в извещении о Закупке требования к участникам Закупки о наличии у них Лицензии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика при осуществлении Закупки нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод жалобы по признанию Заявителя не соответствующим требованиям извещения о Закупке и отклонению его заявки, необоснованным.
2. Довод по обжалованию положений извещения о Закупке не подлежит рассмотрению Комиссией согласно абзацу 17 пункта 3.37 Регламента.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ О.С. Рязанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 января 2023 г. N 041/06/49-17/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023