Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Рязанова С.О.,
в присутствии представителей:
- заказчика - муниципального казенного учреждения "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Заказчик): Ковальчук Е.В. (по доверенности от 20.01.2023), Афониной Е.В. (по доверенности от 20.01.2023), Синикиной О.В. (по доверенности от 20.01.2023),
- уполномоченного органа - Управления организации муниципальных закупок администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Жириль Л.В.(по доверенности от 20.01.2023 N 22),
осуществив посредством видеоконференцсвязи, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в рамках своих полномочий внеплановую документарную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе заказчиком - муниципальным казенным учреждением "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Заказчик) при осуществлении процедуры закупки N 0138300000422000758, предметом которой является капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Дальняя с устройством ливневой канализации для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Закупка), в части допуска и признания победителем электронного аукциона ООО "ДРСУ", на основании информации, содержащейся в обращении межрегиональной общественной организации "Комиссия по противодействию коррупции" от 21.12.2022 N 245 (вх N 3563) (далее - Обращение), указывающей на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
26.10.2022 Заказчиком была проведена Закупка путем электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 449 184 561,48 рублей.
21.12.2022 в Камчатское УФАС России поступило Обращение, содержащее указание на признаки нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе при осуществлении процедуры Закупки, в части нарушения аукционной комиссией Заказчиком порядка определения победителя ЭА. А именно: "совокупный размер обязательств по заключенным контрактам превышает второй уровень ответственности, из чего следует, что ООО "ДРСУ" не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0138300000422000758 от 10.11.2022 на участие в Закупке была подана одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения о Закупке.
25.11.2022 по результатам Закупки заключен контракт с участником закупки идентификационный N 112864259 (ООО "ДРСУ") по НМЦК.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО), если иное не установлено ГрК РФ.
Частями 4 - 7 статьи 55.13 ГрК РФ установлено, что СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов СРО.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 55.13 ГрК РФ если по результатам проверки, указанной в части 6 статьи 55.13 ГрК РФ, СРО установлено, что по состоянию на начало следующего за отчетным года фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого этим членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, саморегулируемая организация в трехдневный срок после завершения проверки направляет ему предупреждение о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровня ответственности члена СРО по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесенного таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена СРО, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе ЭА начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным данным Федеральным законом, не допускается.
Согласно извещению о Закупке к участникам Закупки установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "Участник закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Участник закупки (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением: - иностранных юридических лиц; - случая, если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право обратиться с заявлением о приеме в члены саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, и зарегистрированной на территории любого из субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с этим субъектом Российской Федерации. Участник закупки, являющийся членом саморегулируемой организации должен иметь право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных, объектов использования атомной энергии). Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается. Требования к участникам закупки не распространяются: - на участников закупки, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее (ч. 2.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации); - на участников закупки, которые перечислены в ч. 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно информации, содержащейся в электронном документе "Требования к содержанию и составу заявок" приложения к извещению о Закупке, участник Закупке в составе своей заявки должен предоставить "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах".
Комиссия, изучив заявку ООО "ДРСУ" установила, что в составе заявки была предоставлена выписка из реестра СРО от 31.10.2022 N 527, согласно которой, уровень ответственности члена СРО по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которыми указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - второй (предельный размер обязательств по договорам не превышает пятьсот миллионов рублей).
Поскольку НМЦК, по которой планировалось заключить контракт с единственным участником Закупки, составляла менее предельного размера обязательств по договорам ООО "ДРСУ", то аукционная комиссия Заказчика правомерно признала заявку ООО "ДРСУ" соответствующей требованиям извещения о Закупке.
Вместе с тем, поскольку контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, возлагается на СРО, то Комиссия считает необходимым в целях осуществления проверки СРО соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств, исходя из которого членом СРО - ООО "ДРСУ" был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, направить Обращение в Союз строителей Камчатки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Заказчика при осуществлении процедуры Закупки соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
2. В целях осуществления проверки СРО соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств, исходя из которого членом СРО - ООО "ДРСУ" был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, передать Обращение в Союз строителей Камчатки.
Председатель Комиссии: ___________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ___________________ Л.Б. Шиханова
___________________ С.О. Рязанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 января 2023 г. N 2/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023