Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 января 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - Тимофеевой Д.И.,
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС Ломанова Е.М.,
при участии представителя от Заказчика - Никитиной Е.А. (доверенность N51 от 19.07.2022) и представителя от Общества - Калыты Д.С. (доверенность б/н от 16.01.2023),
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "РИО" (адрес: 180000, г.Псков ул.Льва Толстого д. 3, офис 1018; ИНН 6027028501) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку смеси щебеночно-гравийно-песчаной (ЩПС) (С2) (номер извещения: 0857200000222000370),
УСТАНОВИЛА:
11 января 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РИО" (адрес: 180000, г.Псков ул.Льва Толстого д. 3, офис 1018; ИНН 6027028501) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку смеси щебеночно-гравийно-песчаной (ЩПС) (С2) (номер извещения: 0857200000222000370).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 17 января 2023 года в 15 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0857200000222000370 о проведении аукциона - 08.08.2022 15:14.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 9 229 470,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.08.2022 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, заявка с идентификационным N40 признана победителем.
5) 29.08.2022 года Заказчиком заключен контракт N 08572000002220003700001 с ООО "РИО" с ценой контракта 7 152 839,25 рублей. Срок исполнения с даты заключения контракта по 31.12.2022 г. по заявкам Заказчика.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракт Поставщик обязуется поставить Заказчику Смесь щебеночно-гравийно-песчаная (ЩПС) (далее Товар) с характеристиками, в количестве, по ценам и адресам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), которая является неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 4.1 контракта поставка товара производится Поставщиком в соответствии с Приложением N1 к настоящему Контракту с даты заключения Контракта по 31.12.2022 г. По заявкам Заказчика.
Приложение N1 содержит спецификацию:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
N п/п |
Наименование товаров (работ, услуг) |
Технические характеристики |
Кол-во, м3 всего |
Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг |
Стоимость 1 М3, руб. |
Итого ( руб.) |
1 |
Смесь щебеночно-гравийно-песчаная (ЩПС)
Страна происхождения товара: Российская Федерация |
Смесь ЩПС должна соответствовать требованиям ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийные-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов". ЩПС должна соответствовать смеси С-2. Содержание глины в комках в готовых смесях должно быть не более, % по массе: 8. Коэффициент фильтрации готовой смеси С2 должен быть не менее 1,0 м/сут. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы в щебне не должно превышать 35%. Марка щебня по дробимости не ниже 600. Смесь С2 должна содержать не менее 50% щебня от массы частиц размером более 5 мм, входящих в состав смеси |
5 429,1 |
Стругокрасненский филиала, 181110, п. Струги Красные, ул. Промышленная, д.27 |
1317,50 |
7152839,25 |
Итого, цена Контракта, руб. |
7152839,25 |
Согласно условиям поставки (пункт 4.2- 4.7 контракта) Заказчик направляет Поставщику Заявку на поставку Товара, согласно форме, указанной в Приложении N3, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Заявка передается посредством электронной, факсимильной или почтовой связи. Адрес электронной почты: ia.samokhvalov@dorogi.pskov.ru.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в количестве, сроки и по адресам, определенным в заявке Заказчика в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту, силами и за счет Поставщика. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком.
Исполнение заявки Поставщиком до места приемки Товара не должно превышать 10 (десять) календарных дней.
Поставщик обязуется уведомить Заказчика по телефону (факсу) 8(8112) 29-88-18 о готовности поставки Товара не менее чем за 3 (три) рабочих дня до начала поставки.
Место поставки: Стругокрасненский филиала, 181110, п. Струги Красные, ул. Промышленная, д.27
После отправки Заказчиком Заявки Поставщик в срок не более 24 часов должен подтвердить Заявку любым вышеназванным способом связи. Телефон (факс) 8(8112)29-88-18
В случае невозможности исполнения Заявки или отказа от исполнения Заявки, Поставщик обязан так же в срок не более 24 часов предоставить мотивированный ответ в адрес Заказчика. В случае если от Поставщика не поступит подтверждение или мотивированный отказ, то Заявка считается подтвержденной.
В соответствии с пунктом 3.4. контракта оплата осуществляется, исходя из количества фактически поставленного Товара и установленных цен единиц Товара. Заказчик оплачивает фактически поставленный Товар. Оплата производится Заказчиком на расчетный счет Поставщика, указанный в Контракте, после поставки фактического объема Товара, представления счета, счета-фактуры (при наличии), товарной накладной либо универсального передаточного документа и на основании подписанного Сторонами структурированного документа о приемке Товара, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству поставляемого Товара в течение 7 рабочих дней с даты подписания указанных документов о поставке Товара Заказчиком. Обязательства Заказчика по оплате цены Контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств в размере, установленном Контрактом, с лицевого счета Заказчика. За дальнейшее прохождение денежных средств Заказчик ответственности не несет.
Согласно пункту 5.9. контракта при отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает структурированный документ о приемке Товара (отдельного этапа исполнения Контракта) в единой информационной системе в сфере закупок, к которому прилагаются скан-копии: товарной (товарно-транспортной) накладной, счета, счета-фактуры. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
Согласно пункту 5.11. контракта датой приемки Товара считается дата подписания Заказчиком структурированного документа о приемке в единой информационной системы в сфере закупок.
17.10.2022 года Заказчик направил Обществу заявку на поставку товара в полном объеме (5 429,1 м3).
18.11.2022 (счет - фактура N87) Общество осуществило частичную поставку (1 500 м3) на сумму 1 976 250,00 рублей.
21.11.2022 (исх.N742) Заказчик направил Обществу претензию о не поставке в полном объеме товара и начислил неустойку в размере 39 340,62 рублей.
05.12.2022 Заказчик осуществил приемку товара (сведения в ЕИС).
06.12.2022 Общество оплатило неустойку в полном размере (платежное поручение N555).
07.12.2022 Заказчик оплатил принятый товар (платежное поручение N587478).
26.12.2022 (счет - фактура N95) Общество осуществило частичную поставку (500 м3) на сумму 658 750,00 рублей.
26.12.2022 Заказчик осуществил приемку товара (сведения в ЕИС).
28.12.2022 Заказчик оплатил товар (платежное поручение N717014).
27.12.2022 (исх.N810) Заказчик направил Обществу претензию о не допоставке в полном объеме товара. Начислены пени в размере 50 307,06 рублей.
27.12.2022 (счет - фактура N99) Общество осуществило окончательную поставку (3429,1 м3) 4 517 839,25 рублей. Сведения о приемке Заказчиком в ЕИС отсутствует.
Представитель Общества пояснил что загрузил данные документы в ЕИС ошибочно.
28.12.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.12.2022 (вх.6163) Общество просило отменить решение и гарантировал поставку до 22.02.2023 года.
Фактически на день рассмотрения сведений поставлен товар на общую сумму 2 635 000,000 рублей (2000 м3), что составило 36% от общего объема товара.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов либо обязательств, возникших при исполнении настоящего Контракта до момента его расторжения.
Согласно пункту 12.3. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть Контракт в следующих случаях:
Неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки Товара, предусмотренных Контрактом
В случае существенных нарушений Поставщиком требований к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.
В случае осуществления поставок некомплектных Товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о доукомплектовании Товара или не заменил их комплектными Товаром.
Если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.28.12.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
10.01.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Общество в своих пояснениях указало на причины нарушения сроков и не поставки товара в полном объеме, а именно 22.10.2022 в карьере ООО "Троицкое" произошло ряд поломок грузовых транспортных средств. Привлечь сторонние транспортные средства к поставке товара в достаточном для эффективной работы количестве не представилось возможным в силу призыва водителей по мобилизации. Также в период исполнения контракта возникли проблемы со своевременным исполнением заявки, в связи с поломкой импортного дробильно-сортировочного комплекса марки ТЕРЕКС, погрузочной техники марки VOLVO, а также длительным периодом ожидания поставки запасных частей для ремонта (более 2- месяцев).
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемых целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества поступили впервые, а условиями контракта предусмотрены штрафные санкции (Обществом оплачена неустойка в размере 89 647,68) в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РИО" (адрес: 180000, г.Псков ул.Льва Толстого д. 3, офис 1018; ИНН 6027028501), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку смеси щебеночно-гравийно-песчаной (ЩПС) (С2) (номер извещения: 0857200000222000370), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 января 2023 г. N РНП 060/06/95-9/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023