Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-жалоба Сысоева К.В. на положение извещения о проведения электронного аукциона на выполнение работ по обслуживанию и содержанию улиц ГП "Пыталово" (номер извещения: 0157300006723000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11.01.2022 Заказчиком объявлен электронный на выполнение работ по обслуживанию и содержанию улиц ГП "Пыталово" (номер извещения: 0157300006723000001).
Извещение N0157300006723000001 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 11.01.2023 12:32 .
Начальная (максимальная) цена контракта - 787 402,01 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 19.01.2023 12:05.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.01.2023 NИЭА1 на участие в аукционе не подано ни одной заявки.
18.01.2023 (вх.N196-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 24.01.2023 в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 196-ЭП/23 от 18.01.2023).
1.Заказчик незаконно установил одновременно два требования к участникам
закупки по части 1.1. статьи 31 и по части 1 Постановления Правительства РФ N 2571.
2.Заказчик не установил требование к участникам закупки по п.10.1 ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик установил требование к составу и содержанию заявки в
недействующей редакции, чем нарушил положение ст.43 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком не установлено корректное требование согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и при этом требуются подтверждающие документы.
Представитель Заказчика, не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх.N 162 от 23.01.2023 и исх.N 180 от 24.01.2023, в материалах дела):
1.Установление данных требований не противоречит законодательству о контрактной системе.
2. В извещение установлены требование о соответствии участника закупки единым требованиям по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3.По техническим причинам была приложена старая редакция инструкции по заполнению требований к содержанию и составу заявки.
4. Законодательством о лицензировании не предусмотрено лицензирование деятельности по оказанию услуг, являющихся предметом закупки и подтверждающих документов не требуется. Установление является технической ошибкой.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1.В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Пунктом 2 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки - "Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Также, в пункте 1.10 электронного документа "Инструкция для участников закупки", размещенного в ЕИС, установлено следующее: "Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Вместе с тем пунктом 3 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Постановлением N 2571 и в соответствии с положением части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является иностранным агентом.
При этом, Заказчиком в требованиях к участнику закупки (отдельный файл Инструкция для участников закупки) и в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению (раздел 1) не установлено требование к участнику закупки согласно пункту 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Псковское УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что выражается в не установлении требований к участникам аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Частью 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе регламентированы требования к заявке на участие в закупке.
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, не допускается.
Пунктом 2.2 раздела 2 Инструкции для участников закупки установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Далее в пункте 2.3 и 2.4 установлены требования к их содержанию.
При этом, установленные Заказчиком требование к содержанию и составу заявки на участие в аукционе не соответствуют требованиям части 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Псковское УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, что выражается в установлении требований к составу заявки на участие в аукционе в старой редакции Закона о контрактной системе, данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В свою очередь, действующее на момент размещения рассматриваемой закупки законодательство не устанавливает специальных требований к лицам, осуществляющим выполнение работ по обслуживанию и содержанию улиц с НМЦК менее 1 млн.рублей, являющегося объектом закупки, в связи с чем, требование о наличии у участника закупки документа, подтверждающего соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено Заказчиком необоснованно.
Таким образом, установив рассматриваемое требование, Заказчик допустил нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки также установлены нарушения в части незаконного установления требования о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (п.п.9 п.2.4. раздела 2 Инструкции для участников закупки), что является нарушением части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 10.1 части 1 и части 6 статьи 31, частей 1-3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика, разместившего извещение о проведении электронного аукциона с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 января 2023 г. N 060/06/31-18/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023