Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, при помощи видеоконференц-связи, направленные ФГБОУ ВО "Псковским государственным университетом" (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (адрес: 141402, Московская область, г.Химки ул.Ленинградская д.1 помещ.27; ИНН 5012081170), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская обл., г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1 (комплекс работ) (номер извещения: 0357100012822000025),
УСТАНОВИЛА:
12 января 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (адрес: 141402, Московская область, г.Химки ул.Ленинградская д.1 помещ.27; ИНН 5012081170), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская обл., г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1 (комплекс работ) (номер извещения: 0357100012822000025).
Рассмотрение сведений состоялось 19 января 2023 года в 16 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 18 января 2023 в 16.30, в связи с необходимостью получения дополнительных позиций от сторон.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0357100012822000025 о проведении аукциона - 13.10.2022 18:23.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 860 617,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2022 NИЭА1, на участие в аукционе подана одна единственная заявка.
5) 08.11.2022 Заказчиком заключен контракт N 23 на реконструкцию незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская обл., г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1 (комплекс работ) с ООО "Хатман Групп", с ценой контракта 81 616 144,19 рубля.
6) 15.11.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение N1 о дополнении контракта пунктом 2.13. Код объекта капитального строительства/недвижимого имущества- 00000000026271.".
7) 30.11.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение N2 об изложении пункта 16.3 в новой редакции, в том числе дополнение идентификатора контракта - 16027138617220000450.
При этом, идентификатор контракта формируется Заказчиком по Контракту с соблюдением структуры, установленной пунктом 14 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении средств, утвержденного Приказом Минфина России от 02.12.2021 N 205н, после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных Заказчиком.
Стороны обязаны указывать идентификатор контракта в договорах (контрактах, соглашениях), платежных и расчетных документах, а также в документах-основаниях, реестре документов-оснований идентификатора Контракта.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по реконструкции незавершенного строительством объекта капитального строительства "Реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская область, г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1 (комплекс работ)" (далее - "Объект"), в соответствии со Сметой контракта, подписанной Сторонами, определяющей цену и объем работ, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), Описанием объекта закупки (Приложение N 3), в сроки, установленные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить результаты выполненных Подрядчиком работ, в порядке и сроки, установленные в контракте.
Пунктом 2.4.1. контракта предусмотрен авансовый платеж в размере 51% (пятидесяти одного процента) от цены контракта в сумме 41 624 233,53 (сорок один миллион шестьсот двадцать четыре тысячи двести тридцать три) рубля 53 копейки оплачивается Заказчиком в течении 7 (семи) рабочих дней с даты получения надлежащим образом оформленного счета, выставленного Подрядчиком на перечисление авансового платежа. Счет предоставляется Подрядчиком не позднее 2 (двух) календарных дней с даты открытия лицевого счета Подрядчика в территориальном органе Федерального казначейства.
Разделом 3 контракта предусмотрены сроки работ и срок действия контракта, а именно, контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до "30" июня 2023 года, а в части невыполненных сторонами обязательств, в том числе осуществления оплаты и гарантийных обязательств - до их полного исполнения. Контракт считается исполненным после выполнения Подрядчиком всех предусмотренных контрактом работ, в срок, надлежащего качества и оплаты Заказчиком. Начало работ - с даты заключения контракта. Завершение работ - "20" декабря 2022 года. Работы по контракту производятся Подрядчиком в сроки определенные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2).
18.11.2022 (исх.N 11/1802) Общество направляет письмо Заказчику о привлеченных субподрядных организациях.
21.11.2022 (исх.N 11/2102) Общество сообщает Заказчику об ответственных на объекте лицах.
22.11.2022 (исх.N 11/2202) Общество сообщает об ответственном от субподрядной организации лице.
25.11.2022 (исх. N 11/2503) Общество сообщает Заказчику о том, что передало все необходимые документы в отношении привлеченных лицах к исполнению, а также сообщает об открытии счета в казначействе и необходимости подписания дополнительного соглашения.
28.11.2022 (исх.N 30.1128-4) Заказчик сообщает Обществу, что право доступа имеют Чепелев М.Ю. и Малашин А.А.. Субподрядчики не могут быть допущены.
02.12.2022 (исх.N 12/0202) Общество сообщает, что дополнительное соглашение N2 отправлено 22.11.2022 но не подписано со стороны Заказчика.
09.12.2022 (исх.N 12/0901) Общество сообщает, что не имеет возможности выхода на строительную площадку и не подписание дополнительного соглашения N2 не позволяет открыть казначейский счет для получения аванса.
13.12.2022 (исх.N 12/1302) Общество сообщает об изменении реквизитов.
15.12.2022 (исх.N 12/1504) Общество обращается к Заказчику с просьбой о приведении срока выполнения работ в соответствие со строительными нормами (до 30.06.2023).
20.12.2022 (исх.N30.1220-50) Заказчик сообщает, что процедура проведена в строгом соответствии с Законом о контрактной системе и отказывает изменять срок окончания выполнения работ.
21.12.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
26.12.2022 (исх. N 12/2603) Общество направило в адрес Заказчика возражения.
30.12.2022 (исх.N 30.1230-7) Заказчик сообщает, что 08.12.2022 сторонами подписан акт о передачи строительной площадки, но к работам Общество не приступило.
10.01.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.2. контракта он может быть расторгнут в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и требованиями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в случае если Подрядчик не приступает своевременно (более 7 (семи) рабочих дней) к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ более, чем на 7 (семь) рабочих дней, или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- в случае если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик перестал соответствовать установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям к участникам (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
21.12.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
10.01.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений Общества основанием неисполнения обязательства послужили следующие обстоятельства:
- Заказчиком не представлена рабочая документация, утвержденная в соответствии с требованиями нормативных правовых актов "в производство работ";
- Отказ Заказчика в допуске представителей субподрядной организации на Объект для производства строительно-монтажных работ по контракту не обоснован;
- производство строительно-монтажных работ в сроки, указанные в контракте N 23 от 08.11.2022 (срок выполнения работ: с 08.11.2022 по 20.12.2022) не представляется возможным в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, при том, что срок действия контракта определён до 30.06.2023;
- Заказчик затягивал подписание дополнительного соглашения N 2 к контракту с присвоением Идентификатора государственного контракта (ИГК) (дополнительное соглашение размещено в ЕИС лишь 06.12.2022), а также присвоил контракту неверный ИГК, в результате чего Обществу было отказано в открытии лицевого счета в территориальном органе федерального казначейства, что явилось препятствием для получения предусмотренного контрактом аванса.
Вышеуказанное, подтверждается выводами строительно-технического экспертного исследования, по результатам которого получено заключение N 1914-427/28/12/2022 от 16.01.2023, а также выводами финансово-экономического экспертного исследования, по результатам которого получено заключение N 445/29/12/2022 от 16.01.2023 (в материалах дела).
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества поступили впервые, а условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Сведения направленные ФГБОУ ВО "Псковским государственным университетом" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Хатман Групп" (адрес: 141402, Московская область, г.Химки ул.Ленинградская д.1 помещ.27; ИНН 5012081170), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на реконструкцию незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская обл., г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1 (комплекс работ) (номер извещения: 0357100012822000025), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 января 2023 г. N РНП 060/06/95-11/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023