Резолютивная часть решения оглашена "18" января 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "23" января 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии (после перерыва) представителей:
ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" (далее - Заказчик) - _.,
ООО "ТД НОВМЕТ" (далее Общество, Поставщик) - _.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 27.06.2022 N74 на поставку мотопомп пожарных, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200003022001411,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" (вх. от 11.01.2023 N105-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "ТД НОВМЕТ" (125190, г. Москва, ул. Усиевича, д.20, корп.2,ИНН 7743520316) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 21.12.2022 от исполнения контракта от 27.06.2022 N74 на поставку мотопомп пожарных, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200003022001411, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 27.06.2022 N74 на поставку мотопомп пожарных, заключенного с ООО "ТД НОВМЕТ", рассмотрев документы закупки, материалы, представленные сторонами, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200003022001411 между Заказчиком и Поставщиком 27.06.2022 был заключен контракт N74 на поставку мотопомп пожарных на сумму 5 215 935,43 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Предмет Контракта: поставка мотопомп пожарных (далее - Товар).
Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику Товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Поставщика (участника закупки)".
Согласно пункту 1.2 контракта: "Наименование, количество и характеристики Товара (описание объекта закупки) указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту)".
Согласно пункту 4.2 контракта: "Сроки поставки Товара: в течение 90 дней с даты подписания Контракта".
Соответственно, последний день исполнения обязательств поставщиком -25.09.2022.
Требования к товару и срокам поставки определены в п. 4.6 - 5.17 контракта.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом.
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
21.09.2022 ООО "ТД НОВМЕТ" поставило Заказчику 4 мотопомпы пожарных МП-40/100 "Гейзер" с заводскими номерами 074, 075, 076, 077.
04.10.2022 ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" направило в адрес ООО "ТД НОВМЕТ" письмо-претензию, в котором сообщило о том, что во время приемки товара было выявлено несоответствие качества товара требованиям, указанным в приложении N1 к контракту "Спецификация на поставку мотопомп пожарных", о чем составлен акт выявленных недостатков от 04.10.2022 N1. В соответствии с п. 5.7, п. 5.16 контракта Поставщик обязан устранить недостатки в течение 5 рабочих дней. В случае не устранения недостатков ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" реализует своё право на односторонний отказ от исполнения контракта.
06.10.2022 ООО "ТД НОВМЕТ" направило в адрес ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" письмо о том, что претензия заказчика была перенаправлена заводу-изготовителю. Также Обществом было принято решение направить в адрес заказчика представителя ООО "ТД НОВМЕТ" и специалиста завода-изготовителя для осмотра оборудования, подтверждения указанных недостатков и их возможного устранения.
11.10.2022 Поставщик направил Заказчику письмо о том, что в ходе осмотра товара представителями Поставщика, производителя мотопомп пожарных ООО "Каланча Инжиниринг" и Заказчика доводы Заказчика, указанные в претензии и акте выявленных недостатков от 04.10.2022 N1 по мотопомпам пожарным МП-40/100 "Гейзер" с заводскими номерами 074, 076, 077, не нашли своего подтверждения, мотопомпы поставлены в соответствии с условиями контракта и техническим заданием, и подлежат приемке в соответствии с условиями контракта в установленные сроки. Мотопомпа пожарная МП-40/100 "Гейзер" с заводским номером 075 была доставлена 11.10.2022 производителю мотопомп пожарных ООО "Каланча Инжиниринг" для определения причин неисправности.
11.10.2022 ООО "Каланча Инжиниринг" направило письмо в адрес Поставщика и Заказчика о том, что в ходе осмотра и проверки работоспособности мотопомп пожарных МП-40/100 "Гейзер" с заводскими номерами 074, 075, 076, 077 установлено, что Заказчик не руководствовался пунктами 7 "Подготовка к работе" и 8 "Порядок работы" паспорта к мотопомпе МП-40/100, а именно мотопомпы не подвергались обкатке в течение 10 часов, как указано в паспорте, что, соответственно, привело к неработоспособности, неправильному использованию мотопомпы и способствовало изменению технических характеристик мотопомп, заявленных ООО "ТД НОВМЕТ" при изготовлении, аналогичных указанным в приложении 1 к контракту, паспортах, формулярах.
14.10.2022 ООО "Каланча Инжиниринг" направило письмо в адрес Поставщика и Заказчика о том, что в ходе диагностики мотопомпы пожарной МП-40/100 "Гейзер" с заводским номером 075 был проведен первоочередной осмотр по выявлению причин перегрева двигателя, проверка и анализ рабочего состояния мотопомпы, в результате которого специалистами завода-производителя мотопомп было принято решение об отправке двигателя NАМ 1005169 с мотопомпы пожарной МП-40/100 "Гейзер" с заводским номером 075 заводу-производителю двигателей на экспертизу, так как ООО "Каланча Инжиниринг" не является производителем двигателей. 13.10.2022 была произведена гарантийная замена двигателя NАМ 1005169 на NАМ 1005709, что отображено в паспорте на изделие и формуляре.
14.10.2022 Поставщик направил Заказчику письмо о том, что 12.10.2022 мотопомпа пожарная МП-40/100 "Гейзер" с заводским номером 075 была продиагностирована производителем и приведена в рабочее техническое состояние, в связи с чем Поставщик просил организовать Заказчику приемку товара 18.10.2022.
17.10.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо о том, что довод о неправильном запуске Заказчиком мотопомп необоснован, так как в разделе паспортов мотопомп указано, что наработка мотопомп произведена в полном объеме и со следующими показаниями счетчиков времени наработки: у мотопомпы с заводским номером 074 время наработки - 22,1 часов, с заводским номером 075 - 22,1 часа, с заводским номером 076 - 21,5 часов, с заводским номером 077 - 21,5 часов. Исходя из сведений указанных изготовителем в паспортах, требования условий подготовки к работе были выполнены. Также Заказчик сообщил о том, что на табличках всех поставленных мотопомп указаны сведения, не соответствующие показателям, указанным в паспортах и формулярах, а именно: показатель номинальной подачи на табличках Qном - 40 л/с, а в паспорте и формуляре - 50 л/с, также показатель номинальной подачи в паспортах и формулярах не соответствует информации, указанной в приложении N1 к контракту спецификации на поставку мотопомп пожарных, о чем было заявлено в претензии от 04.10.2022. По состоянию на 17.10.2022 это несоответствие не было устранено Поставщиком.
18.10.2022 мотопомпа пожарная МП-40/100 "Гейзер" с заводским номером 075 была доставлена в адрес Заказчика.
21.10.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика ответ, согласно которому показатель номинальной подачи 50 л/с не противоречит условиям приложения N1 к контракту "Спецификация на поставку мотопомп пожарных", так как она выше требуемой и является улучшенной характеристикой, техническая документация по данному параметру исправлена производителем и направлена в адрес Заказчика. Там же Поставщик указывает на то, что причины, по которым Заказчик отказывается подписывать документ о приемке, являются необоснованными и надуманными.
26.10.2022 Заказчик сообщил Поставщику о том, что Поставщиком не предоставлен сертификат о соответствии товара ГОСТ Р 53332-2009 "Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний". Также Заказчик сообщил о том, что 24.10.2022 поступили паспорта на мотопомпы пожарные с пометкой "изм.10", а 21.09.2022 Поставщиком были предоставлены паспорта с пометкой "изм.9", в связи с чем Заказчик просит дать разъяснение какими документами нужно руководствоваться при приемке товара.
28.10.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика ответ, в котором сообщил о том, что при приемке товара нужно руководствоваться паспортами и формулярами с пометкой "изм.10", а паспорта с пометкой "изм.9" направить в адрес ООО "Каланча Инжиниринг".
01.11.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором просил Заказчика принять товар и произвести оплату по контракту на основании того, что Заказчику были поставлены все четыре мотопомпы.
16.11.2022 Заказчик направил Поставщику письмо-претензию, в котором сообщил в том числе следующее: "Экспертиза соответствия технических характеристик поставленного Товара характеристикам, заявленным поставщиком и указанным в Контракте проведена с учетом испытаний, проведенных Испытательной лабораторией научно-исследовательского центра пожарной техники и систем пожаротушения ФГБУ ВНИИПО МЧС России (далее - лаборатория).
Лабораторией были проведены испытания на соответствие п.5.1.1 Таблицы 1 ГОСТ 53332 "Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний".
Выявлено, что фактические характеристики мотопомп по испытуемым параметрам не соответствуют требованиям п.5.1.1 Таблицы 1 ГОСТ 53332 "Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний" и требованиям Контракта.
В соответствии с условиями Контракта Поставщик обязан устранить недостатки.
В случае неисполнения требований Учреждения в установленный Контрактом срок, в добровольном порядке, будет принято решение об одностороннем расторжении и внесения ООО "ТД НОВМЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков".
21.11.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором просил 21.11.2022 осуществить выдачу поставленных мотопомп для устранения недостатков представителю ООО "ТД НОВМЕТ".
21.11.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика ответ, в котором сообщил о том, что ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" готово к приему представителя ООО "ТД НОВМЕТ" 21.11.2022 для выдачи мотопомп.
23.11.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором уведомил о поставке пожарных мотопомп 23.11.2022, в связи с чем просил обеспечить их получение.
В соответствии с п.2 ст.475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неоднократного существенного нарушения требований к качеству товара Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 11 статьи 95 Закона о контрактной системе если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта, Заказчик 25.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения. Согласно сведениям ЕИС решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 25.11.2022 и получено Поставщиком 25.11.2022.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.11.2022, Поставщик поставил мотопомпы в нарушение установленных пунктом 5.7 контракта сроков - 24.11.2022. При этом информация о проведении работ по приведению в соответствие технических характеристик товара требованиям ГОСТ Р 53332 и условиям контракта не представлена, в разделе 16.2 "Данные промежуточных испытаний" формуляров нет информации о промежуточных испытаниях и поставщиком не заявлено об устранении недостатков. Кроме того, в мотопомпе с заводским номером 077 была выявлена протечка масла. В разделе 9 "Свидетельство о приемке" формуляра к данной мотопомпе отсутствует печать производителя и расшифровка подписи начальника ОТК. Заказчиком был сделан вывод о том, что выявленные недостатки не были устранены.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.11.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором просил выдать своему представителю формуляр по мотопомпе с заводским номером 077 для получения пояснений по их оформлению производителем товара.
30.11.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика ответ, в котором сообщил о том, что для отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе необходимо устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия такого решения, в частности поставить товар надлежащего качества. Также Заказчик представил контактные данные лица для получения формуляра по мотопомпе с заводским номером 077.
01.12.2022 Заказчик уведомил Общество о том, что формуляр на мотопомпу с заводским номером 077 был передан представителю ООО "ТД НОВМЕТ" 01.12.2022.
02.12.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо, в котором указало на то, что по заключению завода-изготовителя от 23.11.2022 технические характеристики мотопомп пожарных с заводскими номерами 074, 075, 076, 077 соответствуют требованиям ГОСТ Р 53332 и условиям контракта. Таким образом Общество посчитало, что исполнило свои обязательства, предусмотренные контрактом. Также Общество указало на то, что Заказчик обязан провести экспертизу поставленного 23.11.2022 Обществом товара.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
05.12.2022 Заказчик принял решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.11.2022. Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, данное решение было размещено 05.12.2022 и получено Поставщиком 05.12.2022.
06.12.2022 Поставщик направил в адрес Заказчика заключения ООО "Каланча Инжиниринг" от 23.11.2022 о соответствии технических характеристик мотопомп пожарных МП-40/100 "Гейзер" с заводскими номерами 074, 075, 076, 077 требованиям ГОСТ Р 53332 и условиям заключенного контракта, а также сообщил о том, что на момент диагностики и поставки мотопомпы пожарной с заводским номером 077 течь масла отсутствовала.
12.12.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо, в котором уведомил о дате и месте проведения испытаний поставленного товара и попросил направить представителя Поставщика.
Согласно "Акту проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом от 27.06.2022 N74, предоставленных поставщиком, в части их соответствия условиям контракта от 21.12.2022", проведенной с учетом лабораторных испытаний, в ходе приемки товара выявлены факты ненадлежащего исполнения контракта Поставщиком, а именно поставка товара с ненадлежащими техническими характеристиками. Поставленный товар не соответствует условиям контракта и не подлежит приемке.
В связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта, Заказчик 21.12.2022 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения. Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 21.12.2022 и получено Поставщиком 21.12.2022.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу 10.01.2023.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Проанализировав документы, представленные в материалы дела, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Поставщиком имеются разногласия относительно поставленного в рамках заключенного контракта товара, которые по своей природе являются гражданско-правовым спором.
Разрешение спорных правоотношений Поставщика и Заказчика при исполнении контракта и оценка их обоюдных действий на предмет существенности нарушения ООО "ТД НОВМЕТ" условий заключенного контракта на поставку мотопомп пожарных и достаточности доказательств недобросовестного поведения Поставщика, представленных Заказчиком, требует специальных познаний и надлежащей компетенции в области пожарной техники.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения Общества (при наличии вопросов, находящихся в плоскости исключительно гражданских правоотношений, которые не могут быть разрешены в рамках заседания Тамбовского УФАС России) следует конструктивное взаимодействие с Заказчиком, попытка поставить товар, отвечающий условиям контракта, несогласие с принятым Заказчиком решением об отказе в приемке товара, участие представителей Поставщика при проведении испытаний, осмотра оборудования и проверки работоспособности поставленного товара, привлечение представителей производителя товара, который заявлял о соответствии поставленного ООО "ТД НОВМЕТ" товара требованиям ГОСТ Р 53332-2009 "Техника пожарная. Мотопомпы пожарные. Основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний".
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Обществом положений заключенного между сторонами контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя (подрядчика), которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
В материалах дела имеются результаты испытаний, проведенных по инициативе Заказчика и заключения производителя поставляемого товара с противоположными выводами.
Согласно законодательству о контрактной системе у антимонопольного органа отсутствуют правовые полномочия осуществлять проверку представленных заключений и условий исполнения контракта. Тамбовское УФАС России в силу отсутствия специальных познаний не может подвергнуть сомнению ни одно из представленных сторонами доказательств соответствия, либо несоответствия товара условиям заключенного контракта.
Принимая во внимание вышеизложенное и исходя из предоставленных территориальному антимонопольному органу полномочий, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии в настоящем деле неустранимых сомнений в части подтверждения фактов недобросовестности поставщика - ООО "ТД НОВМЕТ" и существенного нарушения им условий рассматриваемого контракта.
В связи с указанным Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "ТД НОВМЕТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации иных нормативных правовых актов в сфере законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ТОГКУ "Пожарно-спасательный центр" в отношении ООО "ТД НОВМЕТ"(125190, г. Москва, ул. Усиевича, д.20, корп.2, ИНН 7743520316) и его директора Крупиной Надежды Александровны (ИНН 571200243900) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
К.Д. Трушинская
|
Исп. Трушинская К.Д.
тел. 8(4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 января 2023 г. N 068/10/104-9/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023