Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т.В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К. А., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Гарант" (далее также - ООО "ЮК "Гарант", общество, заявитель) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик - государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Веселова А. В.;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Старостиной М. А.;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев 2 (две) жалобы ООО "ЮК "Гарант" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытых конкурсов в электронной форме с извещениями N N 0171200001922004724, 0171200001922004766, и в результате осуществления внеплановых проверок вышеуказанных закупок в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило 2 (две) жалобы ООО "ЮК "Гарант" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытых конкурсов в электронной форме с извещениями N N 0171200001922004724, 0171200001922004766.
Объект каждой из приведенных закупок - ремонт участков автомобильных дорог.
Заявитель полагает, что заказчиком и уполномоченным органом в извещениях об осуществлении вышеуказанных закупок неправомерно предусмотрена возможность подтверждения участниками закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, посредством представления номеров реестровых записей контрактов/договоров в единой информационной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалоб не согласились, представили письменные пояснения по существу жалоб, просят признать жалобы необоснованными.
Заслушав позиции представителей заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.12.2022 размещено извещение N 0171200001922004724, 29.12.2022 - извещение N 0171200001922004766.
Начальные (максимальные) цены контрактов составили 154 220 133,60 и 262 451 325,80 рублей соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (в форме электронного документа).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В извещениях N N 0171200001922004724, 0171200001922004726 (пункт 1 таблицы, содержащейся в разделе III электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" каждого из указанных извещений) в числе прочего указано следующее:
"При этом к оценке принимаются:
- вышеуказанные документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам);
- исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Участник закупки вправе приложить реестровый номер контракта/договора в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru по форме, предусмотренной в приложении к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (Приложение к извещению о закупке)".
Использование законодателем в нормативном предписании, установленном подпунктом "в" пункта 28 Положения, словесной конструкции "в том числе" свидетельствует о том, что перечень документов, принимаемых в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, является отрытым и может быть дополнен по усмотрению заказчика с соблюдением принципа разумности.
Следует отметить, что согласно подпункту "б" пункта 3, подпункту "а" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, регламентирующего требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с частями 2, 2.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, могут быть представлены помимо прочего номера реестровых записей из реестра контрактов, содержащегося в единой информационной системе.
Таким образом, учитывая, что представление номеров реестровых записей контрактов/договоров, содержащихся в единой информационной системе, признается законодателем надлежащим подтверждением опыта участника закупки в целях исполнения требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, предоставление заказчиком участникам закупки аналогичной возможности применительно к исполнению требований Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 является разумным и допустимым.
При таких обстоятельствах Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению порядка оценки заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме с извещениями N N 0171200001922004724, 0171200001922004766 нарушений требований законодательства о контрактной системе, а доводы заявителя об обратном признает необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Гарант" (ИНН 6454106961, ОГРН 1166451061149) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме с извещением N 0171200001922004724 необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Гарант" (ИНН 6454106961, ОГРН 1166451061149) на действия заказчика, государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, 1027601604469), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме с извещением N 0171200001922004766 необоснованной.
3. При проведении внеплановой проверки действий комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославского области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкура в электронной форме с извещением N 0171200001922004724 в действиях такой комиссии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обнаружено.
4. При проведении внеплановой проверки действий комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославского области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкура в электронной форме с извещением N 0171200001922004766 в действиях такой комиссии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина |
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 января 2023 г. N 076/06/106-71/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023