Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Союз Восток" на действия комиссий Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг школьных столовых и кухонь (извещение N 0120300008822000163) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, комиссия допустила нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), так как заказчиком указана оценка только за критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" без детализации по подкритериям оценки, отсутствует оценка за детализирующий показатель оценки, что не дает возможности участнику закупки проанализировать свое предложение и предложения других участников и порядок оценки заказчика, что нарушает один из основных принципов Закона N 44 - ФЗ.
Кроме того, заказчик не дал ответ на запрос направленный заявителем.
Заказчик не согласен с доводами жалобы.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Таким образом протокол должен содержать информацию о "присвоенном второй части участника значении критерия оценки, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (критерий "квалификация").
Согласно ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с п. 1 ч. 14 Закона о контрактной системе:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных ч. 6 и 13 Закона о контрактной системе, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим
Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 1 - 4 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе.
Следовательно, протокол должен содержать информацию о "присвоенных заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значениях по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки".
Комиссия Управления отмечает, что положениями ч. 13 и 17 ст. 48 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень информации, которую комиссия по осуществлению закупок Заказчика обязана включить в размещаемые протоколы.
Таким образом, Закона о контрактной системе не установлено требование о предоставлении детализированной информации в протоколе о количестве документов, перечне представленных сведений и порядке расчета баллов и в силу норм частей 13 и 17 ст. 48 Закона о контрактной системе такая информация не указывается в протоколах.
Комиссией Управления установлено, что размещенные Заказчиком протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствуют положениями Закона о контрактной системе и содержат всю информацию, требуемую к указанию ч. 13 и 17 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Часть 18 ст. 48 Закона о контрактной системе предусматривает, что участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право участников закупки на получение информации и сведений в отношении заявок иных участников, только в отношении заявки участника закупки, направившего соответствующий запрос по части 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного доводы заявителя о нарушении заказчиком и комиссией требований Закона N 44-ФЗ при составлении и размещении протоколов, не подтвердились.
Согласно представленным документам заказчик дал разъяснения информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки участника закупки в установленном Законом N 44-ФЗ порядке.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России выявила следующее.
При проведении закупки в виде конкурса, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение о закупке должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение)
В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение N 5) Заказчик предоставляет противоречивую информацию о том, какие контракты будут рассмотрены в качестве квалификационного критерия в опыт работы компании.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 к оценке по критерию опыт принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) любые гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ.
В приложении N 5 к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
То есть, к оценке должны приниматься любые гражданско-правовые договоры. Однако, заказчик также указывает, что оценке подлежат гражданско-правовые договоры (контракты) заключенные и исполненные участником закупки только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Подобное описание вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования подпункта "д" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, поскольку ограничивает участников закупки в возможности подтверждения опыта.
На основании указанного выше Инспекция приходит к выводу, что Заказчик в конкурсной документации установил ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе и тем самым допустил нарушение пункта 2 части 4 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с приложением "Описание объекта закупки" и "Проект контракта" извещения о закупке, организация питания должна осуществляться на территории Заказчика, для чего Исполнителю передается пищеблок, а также имеющееся в пищеблоке оборудование (в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Пунктом 3.1.3 Заказчик обязан передать Исполнителю для оказания услуг по настоящему контракту полностью оснащенное для оказания услуг помещение пищеблока, имеющее набор технологического оборудования, технически оснащенное производственными и складскими помещениями на основании договора аренды.
Пунктом 3.2.11 Исполнитель обязан принять от Заказчика для оказания услуг по настоящему контракту в целевое пользование помещение пищеблока с отделкой, обеспечивающей его мытье и дезинфекцию, имеющее минимальный набор исправного технологического и холодильного оборудования, на основании договора аренды, и использовать его строго по целевому назначению.
В силу пункта 3.2.12 в целях исполнения требований п.3.2.11 в течении одного рабочего дня с даты заключения Контракта заключить договор аренды и предоставляемое Заказчиком помещение кухни.
В соответствии с пунктом 3.2.14 проекта контракта Исполнитель обязан обеспечивать сохранность и надлежащее использование оборудование пищеблока, мебели и иного имущества, предоставленного Заказчиком для оказания услуг, содержать его в исправном состоянии.
Пунктом 3.2.20 Заказчик обязывает Исполнителя обеспечивать содержание и уборку обеденного зала, производственных помещений и подсобных помещений, оборудования и инвентаря в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-0008, а также соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены работников.
Согласно пп. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о размещении заказов, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Заказчиком по контракту являются бюджетные учреждения, имущество которых находится у них на праве оперативного управления.
В ходе анализа проекта контракта, Инспекцией Приморского УФАС России было установлено, что в контракте отсутствует приложение в виде договора аренды пищеблока, о его расположении и т.д. Кроме того, отсутствует перечень оборудования и иного имущества, подлежащего передаче исполнителю муниципального контракта вместе с помещением.
Условие о передаваемом имуществе является существенным и должно составлять неотъемлемую часть проекта контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды (пользования). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду (пользование), считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Заключение договора аренды помещения пищеблока и оборудования является также условием исполнения муниципального контракта. Перечень передаваемого имущества должен позволять участникам размещения заказа понимать условия исполнения контракта и рассчитывать себестоимость услуги.
На основании п. 3 Письма ФАС России от 17.03.2010 N АЦ/7021 в конкурсной документации, документации об аукционе должны указываться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче для исполнения государственного контракта.
Следовательно, заказчик допустил нарушение части 1 статьи 34 и части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 8.1.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" в организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.
В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в организованных детских коллективах в детских организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, медицинских организациях, организациях социального обслуживания осуществляющих стационарное социальное обслуживание, меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться руководителем организации, в которой организуется питание детей.
На основании изложенного на заказчике лежит обязанность разрабатывать примерное меню, поскольку он обязан предоставить описание и показатели требуемой ему услуги. Разработка ежедневного меню на основании примерного меню, а также приведение его в соответствие с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 по массе, калорийности порций и содержанию пищевых веществ является обязанностью исполнителя.
Следовательно, заказчик допустил нарушение части 2 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Союз Восток" на действия комиссий Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг школьных столовых и кухонь (извещение N 0120300008822000163) необоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 34 и части 5 статьи 43, пункта 2 части 4 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении конкурса, в связи с тем, что ранее по данной закупке было выдано предписание об устранении нарушений.
4. Не передавать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства, в связи с тем, что ранее по выявленным нарушениям материалы дела переданы ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 23 января 2023 г. N 025/06/48-70/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023