рассмотрев жалобу ООО "Спироника" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Перинатальный центр города Армавира" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Закупка расходных материалов и изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300537622000243) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым с доводом не согласен. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с потребностью Заказчика с соблюдением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.12.2022 г. Заказчиком - ГБУЗ "Перинатальный центр города Армавира" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Закупка расходных материалов и изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300537622000243).
Начальная (максимальная) цена контракта - 596 360,70 руб.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчику 12.01.2023 г. был направлен запрос на разъяснение положений извещения, с просьбой прояснить ряд характеристик товара. Однако, по состоянию на 14.01.2023 г. Заказчик не ответил на запрос.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком представлены пояснения, в которых с доводом Заявителя не согласен. Из пояснений следует, что по закупке N0318300537622000243 поступали запросы на разъяснения положений извещения, на которые даны ответы в течение 2 рабочих дней согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, а именно:
29.12.2022 в 01:14 поступил запрос на разъяснения, 29.12.2022 в 11:36 дано разъяснение, размещено в ЕИС.
12.01.2023 в 16:57 поступил запрос на разъяснения, 16.01.2023 в 08:57 дано разъяснение, размещено в ЕИС.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Представитель Заказчика пояснил, что с учетом потребностей ГБУЗ "Перинатальный центр города Армавира" МЗ КК была организована закупка, в которую входит товар, содержащий различные потребительские свойства, функциональные и качественные характеристики. Описание объекта закупки составлено Заказчиком, исходя из конкретной потребности.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Из содержания пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Вместе с тем законодательство не устанавливает требования к форме или содержанию обоснования необходимости использования в описании объекта закупки дополнительной информации, по отношению к описанию, содержащемуся в каталоге товаров, работ, услуг.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает Заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, работы, услуги, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
В разделе "Описание объекта закупки" товар соответствует наименованию и описанию реестровой записи КТРУ 32.50.50.190-00000578 "Камера увлажнения воздуха для линии вдоха, одноразового использования".
Из пояснений Заказчика следует, что на основании п.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае установления характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, Заказчик включает в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительных характеристик. Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В "Описание объекта закупки.xls" размещено "Обоснование". В связи с чем, довод не обоснован.
Файл "Описание обьекта закупки.xls" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заказчиком по поз. 1 "Камера увлажнения воздуха для линии вдоха, одноразового использования" установлены требования:
N п/п |
Наименование товара |
Код по КТРУ/ ОКДП2 |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
||
Наименование показателя, технического, функционального параметра |
Описание, значение |
Обоснование |
|||
1 |
2 |
3 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Камера увлажнения воздуха для линии вдоха, одноразового использования |
32.50.50.190-00000578 |
Описание |
Нестерильные устройство предназначено для установки на увлажнитель с подогревом линии вдоха (например, увлажнитель аппарата для лечение апноэ во время сна с помощью положительного давления, увлажнитель с подогревом линии вдоха), содержащее воду с целью увлажнения дыхательных газов. Это - пластиковая камера, предоставляющая воду для нагрева прикрепленным увлажнителем и последующей доставки паров пациенту через подключенный дыхательный контур. Она может быть использована в медицинских учреждениях или в домашних условиях. Это устройство одноразового использования. |
В соответствии с КТРУ |
Позволяет подавать пациенту оптимально увлажненную дыхательную смесь (370С, 44 мг/л H2O) |
Соответствие |
Необходима для продукции постоянной влажности |
|||
Держатель для хранения линии подачи воды в свёрнутом состоянии в верхней части камеры |
наличие |
Характеристика к товару для указанного кода отсутствует в КТРУ, технические характеристики товара сформированы исходя из потребностей отделения детской реанимации |
|||
Индикатор оптимального уровня жидкости |
наличие |
идентификация работоспособности системы |
|||
Индикатор работоспособности камеры |
|
||||
Универсальные порты подключения дыхательного контура, закрытые заглушкой при транспортировке |
наличие |
для оптимальной работы камеры |
|||
Диаметр разъема, мм |
22,0 |
||||
Автоматическое заполнение через встроенную линию подачи воды, защищённую колпачком при транспортировке |
наличие |
для удобства работы персонала |
|||
Безопасный механизм защиты от переполнения и поддержка постоянного уровня воды (двойная поплавковая система) |
наличие |
для защиты от переполнения |
|||
Подходит для всех пациентов (взрослые, дети, новорожденные) |
Соответствие |
для удобства работы персонала |
|||
Постоянный объем сжатия, номинальный, мл |
не менее 280 |
для оптимальной работы камеры |
|||
Постоянный объем сжатия, максимальный, мл |
не менее 370 |
||||
Максимальный объем воды, мл |
не менее 167 |
||||
Сопротивление по потоку 60 л/мин, см H2O |
не менее 0,52 |
||||
Растяжимость емкости увлажнителя, мл/см Н2О |
не менее 0,4 |
||||
Максимальное рабочее давление, кПа |
не менее 8 |
Характеристика к товару для указанного кода отсутствует в КТРУ, технические характеристики товара сформированы исходя из потребностей отделения детской реанимации |
|||
Утечка газа, мл/мин |
не более 9,9 |
||||
Максимальный пиковый поток в течение 30 с, л/мин |
не более 180 |
для адекватного функционирования всей дыхательной системы |
|||
Материал изготовления нагревающей пластины |
анодированный алюминий |
Характеристика к товару для указанного кода отсутствует в КТРУ, технические характеристики товара сформированы исходя из потребностей отделения детской реанимации |
|||
Уплотнитель емкости |
термопластический эластомер |
||||
Материал корпуса |
АБС, полистирол |
||||
Материал поплавковой системы |
Полипропилен |
||||
Материал клапанного устройства |
силикон |
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых указано, что в составе раздела "Описание объекта закупки" имеется обоснование дополнительной информации, что позволяет участникам определить потребность Заказчика в установленных характеристиках. Наличие указанных характеристик в "Описании объекта закупки" обеспечивается производителем и необходимы для обеспечения безопасности респираторной поддержки, особенно глубоко недоношенным детям.
Довод Заявителя, в части установления в "Описании объекта закупки" требований с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, не находит своего подтверждения.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Подходит для всех пациентов (взрослые, дети, новорожденные) |
Соответствие |
В файле "Раздел Проект контракта.docx" Заказчиком установлены обязательства сторон: "п.4.1.2 Обеспечить соответствие поставленного товара предъявляемым к ним требованиям, указанным в спецификации, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом".
Однако, выполнение этого пункта контракта предполагает строгое выполнение требований отечественных стандартов. В соответствии с ГОСТ ISO 8185-2012, "При использовании увлажнителя в дыхательной системе с коническими коннекторами они должны соответствовать ISO 5356-1. Диаметры коннекторов, предназначенных для применения у взрослых пациентов, должны быть 22 мм, а для применения в педиатрии и для новорожденных - 15 мм"
Таким образом, требование действующего стандарта не позволяет использовать универсальные коннекторы 22 мм для взрослых пациентов и для детей.
Заказчик с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что указанные характеристики камеры увлажнения обеспечивают совместимость с дыхательными контурами, имеющимся в наличии у Заказчика.
В ГОСТ ISO 5356-1 указано, что данный стандарт определяет требования к размерам для конических патрубков и гнезд, предназначенных для соединения частей аппаратов ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких, например, в дыхательных контурах, системах удаления анестезирующего газа и испарителях, а также к калибрам для их проверки. Также указано, что соединения размером 15 мм и 22 мм, предназначенные для общего применения в дыхательных контурах.
В инструкции по применению, на имеющиеся у Заказчика контуры, компании Фишер энд Пейкел Хелскэр Лтд. указано: использование дыхательных контуров, камер, принадлежностей или их сочетаний, не одобренных/ не утвержденных компанией, может привести к ухудшению рабочих характеристик системы увлажнения, отказу аппарата ИВЛ или причинению вреда пациенту/пользователю. А также в инструкции производителя в разделе технические характеристики указано, что дыхательный контур совместим с увлажнителями Fisher & Paykel Healthcare. Камеры увлажнителя и конические соединители, в соответствии с инструкцией производителя, соответствуют ГОСТу ISO 5356-1, камера совместима со взрослыми и неонатальными контурами производителя, т.е является универсальной и подходит для пациентов всех возрастов (взрослые, дети, новорожденные). Камеры входят в оригинальные комплекты неонатальных контуров RT225, RT224, RT224 и другие контуры, что говорит от том что производитель гарантирует возможность применения этих камер с неонатальными контурами без потери функциональности и безопасности, т.е это оригинальная совместимость с имеющимися контурами у Заказчика.
В связи с этим, Заказчиком было указано: характеристика к товару для указанного кода отсутствует в КТРУ, технические характеристики товара сформированы исходя из потребностей отделения детской реанимации. Таким образом, участник может обеспечить соответствие поставленного товара предъявляемым к ним требованиям, указанным в спецификации, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Постоянный объем сжатия, номинальный, мл |
не менее 280 |
Постоянный объем сжатия, максимальный, мл |
не менее 370 |
В обосновании указал: "для оптимальной работы камеры". Однако обоснование в таком виде носит самый общий характер. Чем отличаются номинальные объем и максимальный объем - не понятно.
Из пояснений заказчика следует, что "Постоянный объем сжатия, номинальный и максимальный" - данная информация про номинальный поток взята из инструкции камеры нескольких производителей, что подтверждается поданными заявками участников с предложенным товаром от разных производителей и указывает объем, необходимый для увлажнения. Объем газа, сжимаемый во время вдоха в дыхательном контуре, во время выдоха расширяется и проходит через волюметр аппарата искусственной вентиляции легких, хотя и не достигает легких больного. Ошибка, вносимая сжимаемым объемом, имеет большое значение при вентиляции с использованием высоких параметров давления и небольших минутных объемов.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Сопротивление по потоку 60 л/мин, см H2O |
не менее 0,52 |
В виде "не менее", таким образом исключив возможность предоставить товар с характеристикой лучше, чем 0,52, например, 0,51, чем ограничил допуск участников.
Из пояснений Заказчика следует, что "сопротивление по потоку 60 л/мин, см Н20 0,52" необходимо для обеспечения эффективной вентиляции и исключения десинхронизации пациента и аппарата искусственной вентиляции легких.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Утечка газа, мл/мин |
не более 9,9 |
Единственный товар, который подходит почти по всем характеристикам товара, является камера фирмы Фишер и Пайкел MR290. Однако, в соответствии с эксплуатационными документами на эту камеру значение утечки, установлено следующее: "Утечка газа <100 мл/мин".
Из пояснений Заказчика следует, что информация об утечке < 10 мл\мин указана в соответствии с инструкцией производителя. В связи с этим, информация в жалобе о том, что в соответствии с эксплуатационными документами на эту камеру значение утечки, установлено следующее: "Утечка газа <100 мл/мин", является недостоверной. Данный показатель необходим для исключения возникновения дефицита газа в дыхательном контуре.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Уплотнитель емкости |
термопластический эластомер |
Материал корпуса |
АБС, полистирол |
Материал поплавковой системы |
Полипропилен |
Материал клапанного устройства |
силикон |
В обоснование таких материалов указано: "технические характеристики товара сформированы исходя из потребностей отделения детской реанимации".
Все указанные материалы, такие как алюминий, эластомер, пластики (АБС, полипропилен) имеют очень разные физико-технические и эксплуатационные харакетристики, и если заказчик указывает только эти материалы, он обязан их обосновать с учетом соблюдения логических законов, которые являются основой для научного мышления, и юриспруденции.
Из пояснений Заказчика следует, что требования, установленные к материалам из которых изготавливается камера нужны для исключения аллергических реакций и необходимы для деликатного гипоаллергенного использования, а также для обеспечения легкости изделия и исключения выделения токсичных веществ при нагревании контура.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Максимальное рабочее давление, кПа |
не менее 8 |
Однако, обоснования к такому параметру фактически не приводится.
Из пояснений Заказчика следует, что требование к максимальному рабочему давлению не менее 8 кПа установлено согласно пункта 51.6 ГОСТа 31511.2-2012, а именно для некоторых случаев клинического применения может понадобиться давление в отверстии для присоединения пациента, превышающее 8 кПа.
Данное требование переформулировано заявителем в жалобе, что не соответствует ГОСТу 31511.2-2012, что говорит о недостоверности предоставляемых в жалобе сведений и доводов.
Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование не корректно.
Растяжимость емкости увлажнителя, мл/см Н2О |
не менее 0,4 |
Заказчик ограничил допуск участников, которые предлагают камеры с растяжимостью менее 0,4 мл/см Н2О.
Из пояснений Заказчика следует, что установленное требование о растяжимости емкости увлажнителя, мл/см Н20 не менее 0,4 - учитывая, что указано "не менее" - то это нижняя граница, и соответственно она не ограничивает указанную в жалобе таблицу про максимальные значения. Данный показатель необходим для уменьшения потери дыхательного объема при вентиляции под положительным давлением.
Таким образом, из пояснений Заказчика следует, что указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В "Описании объекта закупки" указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.01.2023 г. N ЭА-13 (0318300537622000243) на участие в закупочной процедуре подано пять заявок, снижение цены составило 86,50%. Заказчик получил предложения разных производителей камер увлажнения.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спироника" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300537622000243).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 января 2023 г. N 56/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023