Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - Администрацией Ямальского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 26 на "Поставку офисной бумаги для техники", цена контракта - 359 558,05 рублей, (извещение N 0190300000422000812), с ООО "ТРЕЙД СЕРВИС" (далее - Исполнитель, Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.07.2022 на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.07.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 26 на "Поставку офисной бумаги для техники", (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить офисную бумагу для техники (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 629700, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, с. Яр-Сале, ул. Мира д. 12 (далее - место доставки), с момента заключения контракта в течение 30 рабочих дней.
Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки. Документы о приемке формируются и направляются Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке.
Согласно п. 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
Согласно п. 4.1.2 Контракта Поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
Согласно п. 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
Согласно п. 5.1 Контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.12.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что в соответствии с пунктами 4.1.1 и 4.1.2 Контракта Поставщик обязан:
- поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
Заказчик в рекламационном акте от 28 сентября 2022 года N 89-168/06-10/105 указывал, что согласно с приложением N 1 к Контракту Поставщик обязался передать Заказчик Товар в следующем ассортименте:
-Бумага для офисной техники белая А4 класс С;
-Бумага для офисной техники белая АЗ класс С;
В спецификации и техническом задании (приложения NN 1 и 2 к Контракту) в отношении данного товара указано: "Бумага для офисной техники белая А4 КТРУ/ОКПД2 N° 17.12.14.129- 00000026, в количестве листов в пачке: 500 штук, марка бумаги, не ниже: С, формат А4, единица измерения - пачка". Однако, по результатам приемки от "22" сентября 2022 года часть товара не соответствует условиям и качеству, в частности поставщиком была передана Бумага для офисной техники белая А4 класса D, что не соответствует условиям Контракта и влечет ухудшение качественных характеристик в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58106-2018.
ООО "Трейд Сервис" было предложено:
1. осуществить замену поставленного товара - бумага формата А4, который не соответствует условиям и ассортименту по Контракту, на товар, соответствующий ассортименту, указанному в приложении N 1 "Спецификация" к Контракту от "21" июля 2022 года. N 26 (бумага формата А4 класс "С" по ГОСТ Р 58106-2018), в срок до 15 октября 2022 года (включительно);
2. заменить за свой счёт и своими силами некачественный товар, не принятый покупателем, на бумагу соответствующую условиям и ассортименту с приложением N 1 "Спецификация" к Контракту от "21" июля 2022 года. N 26 (бумага формата А4 класс "С" по ГОСТ Р 58106-2018), в срок до 15 октября 2022 года (включительно)."
В своем письме от "04" октября 2022 года N 56 ООО "Трейд Сервис" сообщила, что поставленная продукция импортного производства, не может изначально маркироваться и производиться по российскому ГОСТ. Продукция изготовлена по Белорусскому ТУ BY 100063724.046-2011, класса "Д", и соответствует ГОСТ Р 57641-2017 класс С, а также заявленным в техническом задании дополнительным характеристикам. А также с просьбой предоставить акт о требуемом количестве товара к замене, после предоставления акта о выявленных недостатках, в том числе о количестве такой продукции, будет согласована и произведена замена товара в разумные сроки в связи с большим сроком поставки в Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
"17" октября 2022 года Администрацией Ямальского района ознакомившись с письмом от "04" октября 2022 год N 56, сообщила следующее.
"Бумага, полученная от ООО "Трейд Сервис" не российского производства. По условиям Контракта необходимо было поставить бумагу класса С в соответствии с ГОСТом Р 58106-2018 независимо от страны производителя.
Указанный ГОСТ 2018 года распространяется на бумагу для офисной техники, предназначенной для черно-белой и цветной печати на матричных, струйных, лазерных принтерах, факсимильных аппаратах и копирования на множительной технике.
Бумага класса D в соответствии с ГОСТом Р 57641-2017, которая была поставлена ООО "ТрейдСервис" относится к Бумаге ксерографической для офисной техники...". Более того, поставленная бумага для печати деформирована и является непригодной для использования по назначению.
"10" октября 2022 года Заказчиком составлен акт сдачи-приёмки товара, в соответствии с которым поставленный Товар имеет недостатки и дефекты, влияющие на его использование по прямому назначению. Общее количество не соответствующего товара составляет 960 пачек бумаги формата А4 и 25 пачек бумаги формата АЗ. Учитывая изложенное, Заказчик предложил произвести замену своими силами и за свой счёт всего поставленного Товара на соответствующий требованиям, а не соответствующий Товар, забрать.
"11" ноября компания ООО "Трейд Сервис" предлагает заключить дополнительное соглашение на поставку бумаги с улучшенными характеристиками. В связи с тем, что Белорусским производителем прекращено на неопределенный срок производство бумаги формата АЗ. Данный вариант не устаревает Администрацию Ямальского района.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Учитывая, что ООО "Трейд Сервис" неоднократно направлялись требования о замене некачественного товара, Администрацией Ямальского района принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе N 44-ФЗ.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.01.2023 NАД/73, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты tradeservice36@gmail.com, объяснения по факту одностороннего расторжения контракта и письменное документально подтвержденное обоснование причин неисполнения своих обязательств по контракту не представил.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
20.12.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнителем в нарушение положений контракта не исполнены взятые на себя обязательства по Контракту.
Проанализировав представленную Заказчиком информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Поставщик на заседание Комиссии контрольного органа своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с Заказчиком.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Вместе с тем, в рамках данного обращения Заказчика о рассмотрении вопроса о включении (не включении) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТРЕЙД СЕРВИС" (ИНН: 3662298835), обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлен факт неоднократного включения сведений об ООО "ТРЕЙД СЕРВИС" (ИНН: 3662298835) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, что в свою очередь свидетельствует о систематическом нарушении ООО "ТРЕЙД СЕРВИС" (ИНН: 3662298835) существенных условий контрактов, заключенных с различными заказчиками.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "ТРЕЙД СЕРВИС" (ИНН: 3662298835), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Менжулиной Анастасии Романовне (ИНН: 361900330803), представленные Администрацией Ямальского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 26 на "Поставку офисной бумаги для техники", цена контракта - 359 558,05 рублей, (извещение N 0190300000422000812), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ТРЕЙД СЕРВИС", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Менжулиной Анастасии Романовне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2023 г. N 089/06/104-24/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023