Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.> - представителя Заказчика по доверенности;
<__.> - представителя Подрядчика по доверенности;
<__.> - - представителя Подрядчика по доверенности;
<__.> - представителя Подрядчика по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи, направленное Заказчиком -Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8910006224) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 01902000003210084690001 от 24.08.2021 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Водоограждающая дамба в с. Овгорт", цена контракта - 12 546 610,16 рублей, (извещение N 0190200000321008469), с ООО "ЕвроГеоПроект" (ИНН 6316138951) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от исполнения государственного контракта от 24.08.2021 N 01902000003210084690001 (исх. N 89-27/01-08/54010 от 29.12.2022) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 24.08.2021 N 01902000003210084690001 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Водоограждающая дамба в с. Овгорт" (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта установлено, что Подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях контракта, работы по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Водоограждающая дамба в с. Овгорт" (далее - работы, ПСД).
Согласно пункту 1.2 контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) (далее - техническое задание), являющимся неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 3.4 технического задания предусмотрено, что Подрядчик обязан выполнить весь комплекс работ, указанных в техническом задании. Заказчик вправе не принимать частично сданные материалы и не оплачивать частично выполненные работы, а также результаты работ, выполненные с отступлением от положений настоящего технического задания.
Пунктом 3.1 контракта и 1.8 технического задания установлен срок выполнения работ, а именно: 1 этап: начало работ - с даты заключения контракта; окончание работ - 06.12.2021; 2 этап: начало работ-с даты подписания Заказчиком акта выполненных работ по 1 этапу; окончание работ - 31.07.2022.
Работы по первому этапу выполнены Подрядчиком в полном объеме, что подтверждается актом от 06.12.2021 N 48, который подписан Заказчиком 20.12.2021.
Подрядчик по второму этапу работ (2022 год) отчетную документацию, предусмотренную пунктом 3.4 технического задания, в адрес Заказчика до настоящего времени не предоставил.
Заказчик отмечает, что в адрес Заказчика Подрядчиком 16.12.2022 вх. N 89- 27/01-08/51627 предоставлена для согласования откорректированная по замечаниям Заказчика (письмо от 01.12.2022 N 89-27/01-08/49412) ПСД, (в решении перечислены представленные подрядчиком документы, указано 24 позиции).
Все перечисленные документы представлены в электронном формате посредством направления на электронную почту департамента, на документах отсутствуют подписи лиц их составивших.
В соответствии с пунктом 3.3 технического задания Подрядчик обязан предоставить в адрес департамента ПСД в бумажном исполнении для проверки соответствий принятых технических решений до направления на государственную экспертизу.
Данная документация рассмотрена и не согласована Заказчиком по причине неустранения ранее выставленных замечаний, а также не соответствует форме, установленной техническим заданием.
Заказчик дополнительно отмечает, что неоднократно в адрес Подрядчика направлялись замечания (исх. от 21.07.2022 N 89-27/01-08/30190, от 18.08.2022 N 89-27/01-08/34304, от 29.08.2022 N 89-27/01-08/35654, от 01.12.2022 N 89-27/01- 08/49412), которые остались не устранёнными.
Заказчик, руководствуясь частью 10 статьи 95 Федерального закона и абзацем 7 пункта 4.1 контракта провел экспертизу с привлечением Торгово-промышленной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа (Союз).
По результатам проведенной экспертизы в заключении от 22.12.2022 N 145-03-00001/2022 установлено, что проектно-сметная документация на строительство объекта "Водоограждающая дамба в с. Овгорт" не соответствует условиям технического задания (копия заключения прилагается).
В соответствии с пунктом 14.3 контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в случае, если:
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- Подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или техническим заданием, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный контрактом срок, техническим заданием;
- Подрядчик выполняет работу ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
На основании изложенного зафиксировано отступление Подрядчиком от условий контракта и технического задания, выполнение работы по 2 этапу ненадлежащего качества, а также принимая во внимание очевидность, что работы по контракту не будут выполнены надлежащим образом, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, условиями контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с вышеизложенным, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.01.2023 NАД/74, представил письменные разъяснения по делу N 089/06/104-20/2023 (далее - разъяснения).
Из разъяснений следует, что Подрядчик не согласен с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к Контракту) выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Водоораждающая дамба в с. Овгорт" предусматривается проводить в два этапа (пп. 1.8 и 3.4 Технического задания).
Работы 1 этапа ООО "ЕвроГеоПроект" выполнены в срок, в полном объеме, что подтверждается актом выполненных работ N48 от 06.12.2021 г. Кроме того, по результатам заседания секции использования и охраны водных объектов научно-технического совета при ДПРР ЯНАО, прошедшего 13.12.2021 г. (протокол N128 от 13.12.2021 г., прилагается) работы по первому этапу получили положительную оценку Заказчика.
После завершения работ 1 этапа ООО "ЕвроГеоПроект" незамедлительно приступило к выполнению работ 2 этапа, а именно разработке проектно-сметной документации, согласно требований Технического задания, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ N 190-ФЗ и других нормативных актов и нормативно-технических документов. При этом в адрес Заказчика было направлено письмо N165П от 10.12.2021 г. с указанием необходимости получения правоустанавливающих документов на фрагменты земельных участков 89:01:011401:439, 89:01:011401:431 и 89:01:011401:913(2) с приложением схемы наложения полосы отвода сооружения на данные участки.
Правоустанавливающие документы на земельные участки, необходимые для размещения объекта являются необходимой исходно-разрешительной документацией для проектирования, без которых с точки зрения определений, данных в ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, Департамент не может выступать застройщиком по объекту. Кроме того, правоустанавливающие документы на земельные участки необходимы для прохождения государственной экспертизы проектной документации в соответствии с пп. 13-16 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Кроме того, в соответствии в соответствии с п. 2 ст. 5.2 Градостроительного кодекса РФ приобретение прав на земельный участок, в том числе предоставляемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предшествует проведению работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
Таким образом, на момент начала выполнения работ 2 этапа Заказчик фактически не располагал необходимым комплектом исходно-разрешительной документации для разработки проектной документации.
Подрядчик, учитывая социальную значимость работ по проектированию и строительству сооружения инженерной защиты населения в с. Овгорт, а также опираясь на ответ Заказчика на повторный запрос исходных данных (письма Департамента N 89-27/01-08/05287 от 09.02.2022 г. и ООО "ЕвроГеоПроект" N1П от 18.01.2022 г. соответственно) о том, что на тот момент получено предварительное согласие собственника участка - ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" на заключение соглашения об установлении сервитута, ООО "ЕвроГеоПроект" было принято решение о продолжении работ по проектированию с учетом предоставления требуемых документов Заказчиком в сроки, позволяющие завершить работы по этапу без нарушения условий Контракта.
В дальнейшем ООО "ЕвроГеоПроект" неоднократно поднимало перед Заказчиком вопрос о необходимости заключения соглашения о сервитуте (письма N91П от 30.06.2022 г., N244П от 12.10.2022 г.). В ответ на запрос N91П Заказчик сообщил, что проект соглашения об установлении сервитута в отношении указанного земельного участка (далее соглашение) находится на рассмотрении в Учреждении, с ориентировочным сроком рассмотрения документа до 12.07.2022, и последующего его направления на согласование в Росгидромет, после чего соглашение должно было быть незамедлительно направлено в адрес ООО "ЕвроГеоПроект" (письмо N 89-27/01- 08/28002 от 08.07.2022 г.).
Однако скан-копия соглашения о заключении сервитута с ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" было получено ООО "ЕвроГеоПроект" лишь с письмом Департамента N 89-27/08-01/44656 от 01.11.2022, т.е. срок подготовки правоустанавливающих документов на земельные участки, подтверждающих полномочия Департамента как застройщика по настоящему объекту составили более 10 месяцев только с начала 2 этапа работ.
Учитывая изложенное, заявка в АУ ЯНАО "Управление ГЭПД" на проведение государственной экспертизы проектной документации была направлена 03.11.2022 г. (исх. N 00659-22/Г89-0031399). По результатам отработки замечаний входного контроля был заключен договор N 806-Э/31399 от 21.11.2022 г. Срок окончания работ по договору и выдачи экспертного заключения - 31.01 2023 г.
Кроме того, Подрядчик сообщил, что по результатам экспертизы проектной документации, проводимой АУ ЯНАО "Управление ГЭПД" был выявлен ряд существенных недостатков, касающихся технического задания, разработанного Департаментом, а именно (письмо N 04337-22/Г89-0031399/08-12 от 09.12.2022 г.):
- задание на проектирование должно содержать исчерпывающий перечень требований, для обеспечения проектирования с соблюдением минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям. В пункте 1.8 следует указать конкретную информацию касаемо выделения этапов. В соответствии с пунктом 8 ПП РФ N87 от 16.02.2008 г. необходимость разработки ПД применительно к отдельным этапам устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование. При этом в каждом из этапов указывается перечень зданий и сооружений, предусмотренных к реализации в этапе.
- задание на проектирование должно содержать исчерпывающий перечень требований, для обеспечения проектирования с соблюдением минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям. Пункт 2.11 задания на проектирование должен содержать список актуальной нормативной документации, на основании которой разрабатывается раздел "ПОС", информацию о методе производства работ (вахта, местная рабочая сила), информацию о разработке исходных данных и другие требования к ПД в части ПОС. Касаемо срока строительства должен быть указан нормативный документ, на основании которого предусмотрен его расчет, в том числе с учетом метода производства работ.
- задание на проектирование должно содержать исчерпывающий перечень требований, для обеспечения проектирования с соблюдением минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям. В задании на проектирование отсутствует информация касаемо необходимости сноса, демонтажа, переноса, в т. ч. инженерных сетей и коммуникаций. Аналогично касаемо зеленых насаждений.
- задание на проектирование должно содержать исчерпывающий перечень требований, для обеспечения проектирования с соблюдением минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям. В представленном задании на проектирование отсутствуют конкретные требования касаемо мест складирования излишков грунта, и (или) мусора при строительстве и протяженность маршрута их доставки.
- отсутствуют исходные данные для разработки проекта организации строительства, утвержденные заказчиком.
Согласно ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ разработка Технического задания относится к полномочиям заказчика, и как следствие, наличие существенных недостатков в Техническом задании, делающих невозможным завершение проектных работ по объекту, является ответственностью Заказчика.
В дополнение к выявленным на этапе экспертизы недостаткам Технического задания Подрядчик отметил, что п. 2.8 Технического задания при проектировании ООО "ЕвроГеоПроект" необходимо было получить технические условия на подключение к инженерным сетям электроснабжения, водоотведения у собственника сетей.
Специалистами ООО "ЕвроГеоПроект" при разработке проектных решений было учтено отсутствие централизованных систем водоснабжения и водоотведения в с. Овгорт, в связи с чем для работы сооружения было предусмотрено размещение электрических насосных станций, позволяющих производить отвод стоков в р. Сыня без подключения к существующей канализации. Между тем для работы данных сооружений требуется подключение к сетям электроснабжения, существующим па территории с. Овгорт, и на необходимость подключения к которым Заказчик указывает в п. 2.8. Технического задания.
В соответствии с вышеизложенным, ООО "ЕвроГеоПроект" направило запрос (письмо N76П от 08.06.2022 г.) в адрес филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе о предоставлении технических условий на подключение насосного оборудования к существующим сетям на территории с. Овгорт.
В ответ на данный запрос от АО "Ямалкоммунэнерго" был получен ответ об отсутствии возможности подключения требуемого оборудования (письмо N9.01-05.1-2022/0824 от 28.06.2022 г.).
Подрядчик считает необходимым отметить, что п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса обязывает застройщика предоставлять технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 Градостроительного кодекса РФ (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В соответствии со ст. 52.1 Градостроительного кодекса РФ для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться:
1) правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства;
2) лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством;
3) лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка.
На основании вышеизложенного Подрядчик полагает, что можно сделать вывод о том, что Департамент не только не выполнил требований Градостроительного кодекса в части предоставления технических условий на подключение к сетям электроснабжения на территории с. Овгорт, но и фактически включил в Техническое задание заведомо невыполнимые требования, которые привели в конечном счете к необходимости корректировки проекта уже на завершающей стадии выполнения работ.
Подрядчик считает необходимым отметить, что разработка проектных решений в части размещения технологического оборудования и инженерных сетей сооружения инженерной защиты от затопления (водоограждающей дамбы) является одним из наиболее трудоемких и сложных этапов разработки проекта, в связи с чем сроки завершения работ по Контракту не могли быть не увеличены.
О необходимости выполнения корректировки документации ООО "ЕвроГеоПроект" незамедлительно сообщило Заказчику (письмо N91П от 30.06.2022 г.), после чего полный комплект проектной документации была направлена на рассмотрение Заказчику с письмом N 874 от 09.08.2022 г., с запросом о предоставлении требуемых документов для последующего направления документации на государственную экологическую экспертизу и государственную экспертизу проектной документации, включая сметы.
В ответ на данное письмо Заказчиком последовательно были направлены замечания к проектной документации со стороны Департамента и департамента строительства Ямало- Ненецкого автономного округа (далее - Департамент строительства) (письма N 89-27/01-08/34304 от 18.08.2022 г. и N 89-27/01-08/35654 от 29.08.2022 г.), которые по требованию Заказчика должны были быть учтены и отработаны перед передачей документации на экспертизу.
Подрядчик считает важным отметить, что условиями Контракта и Технического задания не предусматривается необходимость согласования документации с Департаментом строительства, кроме того, перечень выявленных Департаментом строительства замечаний включал необходимость включения в проектную документацию ряда требований, которые должны были быть включены в Техническое задание Заказчиком, как было отмечено ранее, в том числе:
- отсутствие информации о собственнике и/или эксплуатирующей организации, ином владельце гидротехнического сооружения после ввода объекта в эксплуатацию;
- необходимость уточнения места планируемого временного складирования ГСМ, его объем для электрогенерирующего оборудования насосных станций;
После получения замечаний Департамента строительства Заказчиком данные сведения также представлены не были.
Тем не менее ООО "ЕвроГеоПроект" была проведена дополнительная работа совместно с администрацией МО "Овгортское" и администрацией Шурышкарского района, которая позволила в итоге завершить отработку направленных замечаний. Исправленная документация была направлена в адрес Департамента письмом N333П от 22.11.2022 г., после предоставления документов по сервитуту, о которых было сказано ранее.
Наконец Подрядчик, считает необходимым отметить, что дополнительно к требованиям к проекту, содержащимся в Техническом задании, на протяжении всего периода проектирования в адрес ООО "ЕвроГеоПроект" поступали дополнительные запросы о рассмотрении тех или иных изменений или дополнений, связанных с желанием Заказчика сократить стоимость первоначальных строительно-монтажных работ с целью скорейшего введения сооружения в эксплуатацию: Письмо N 89-27/01-08/8460 от 29.12.2021 г. с указанием ряда требований к документации по результатам рассмотрения предпроектных предложений 1 этапа, письмо N 89-27/01-08/15260 от 13.04.2022 г. о возможности применения водоналивных дамб при строительстве сооружения, письмо N 89-27/01- 08/21151 от 20.05.2022 г. с предложениями администрации Шурышкарского района о возведении временных дамб, которые в последствии станут частью тела проектируемого сооружения.
По информации Подрядчика, все запросы Заказчика, учитывая необходимость возведения сооружения с учетом имеющихся технических и финансовых возможностей Департамента, были рассмотрены (письма N383 от 19.04.2022 г., N640 от 17.06.2022 г.), что естественным образом потребовало дополнительных временных затрат со стороны ООО "ЕвроГеоПроект".
Подрядчик, касательно решения Департамента об одностороннем отказе департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от исполнения государственного контракта от 24.08.2021 N 01902000003210084690001 (N 89-27/01-08/54010 от 29.12.2022 г.) считает необходимым сообщить следующее.
По информации Подрядчика, по состоянию на сегодняшний день ООО "ЕвроГеоПроект" не располагает информацией о наличии неотработанных замечаний к проектной документации по письмам от 21.07.2022 N 89- 27/01-08/30190, от 18.08.2022 N89-27/01-08/34304, от 29.08.2022 N 89-27/01-08/35654, от 01.12.2022 N 89-27/01-08/49412). Откорректированная проектная документация с исчерпывающим перечнем ответов на замечания направлена в адрес Департамента письмом N1339 от 13.12.2022 г. Замечаний по документации, направленной с вышеуказанным письмом в адрес ООО "ЕвроГеоПроект", на сегодняшний день не поступало.
Подрядчик отдельно отметил, что замечания, направленные Департаментом с письмом N 89-27/01-08/49412 от 01.12.2022 г. содержат ряд несущественных для проекта замечаний (не выявлены на этапе государственной экспертизы проектной документации), ранее не сформулированных в письме N 89-27/01-08/34304 от 18.08.2022 г. Письмо N 89-27/01-08/30190 от 21.07.2022 г. в адрес ООО "ЕвроГеоПроект" не поступало.
По информации Подрядчика, касательно результатов экспертизы документации, проведенной с привлечением Торгово-промышленной палаты ЯНАО (заключение от 22.12.2022 N 145-03-00001/2022) считаем необходимым отметить, что ООО "ЕвроГеоПроект" по состоянию на сегодняшний день также не располагает какими-либо сведениями о результатах проведенной экспертизы.
По мнению Подрядчика, все вышеприведенные обстоятельства указывают на неоднократное нарушение Заказчиком требований законодательства в области градостроительной деятельности, а также положений Технического задания. Таким образом, невыполнение работ со стороны ООО "ЕвроГеоПроект" в срок, установленный Контрактом, обусловлено неисполнениям обязательств со стороны Заказчика.
На основании вышеизложенного, Подрядчик считает решение об одностороннем отказе департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от исполнения государственного контракта от 24.08.2021 N 01902000003210084690001 необоснованным и незаконным.
Подрядчик просил сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.14.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
24.08.2021 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 01902000003210084690001 (далее - Контракт).
29.12.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.12.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 10.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что государственный контракт N 01902000003210084690001 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Водоограждающая дамба в с. Овгорт", заключен 24.08.2021.
Согласно п.3.1 Контракта и 1.8 технического задания установлен срок выполнения работ, а именно: 1 этап: начало работ - с даты заключения контракта; окончание работ - 06.12.2021; 2 этап: начало работ-с даты подписания Заказчиком акта выполненных работ по 1 этапу; окончание работ - 31.07.2022.
В результате выполнения Подрядчиком работ по настоящему Контракту, должно быть получено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации; - положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации; - положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости; - технический отчет (заключение) по результатам инженерных изысканий грунтовых строительных материалов, с подсчетом запасов (пункт 3.4 раздела 3 технического задания).
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в Решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и в письменных пояснениях. Из материалов обращения Заказчика следует, что проектная документация не содержит документов, предусмотренных при сдаче Заказчику, и указанных в пункте 3.4 раздела 3 технического задания (в том числе нарушены сроки выполнения 2 этапа работ, замечания заказчика к проектной документации не исправлены, отсутствует положительное заключение государственных экспертиз).
На заседании Комиссии представитель Заказчика в отношении правоустанавливающих документов пояснил, что согласно письму Росгидромета, одним из основных условий сервитута было требование предусмотреть проектной документацией перенос гидропоста. Подрядчик согласовал это условие только 30.09.2022. После этого в октябре был заключен сервитут. Таким образом доводы Подрядчика о сервитуте заказчик считает не состоятельными. Заказчик сообщил, что данный вопрос можно было отработать еще в апреле, в рабочем порядке, когда было получено письмо Росгидромета. Заказчик полагает, что Подрядчик намеренно (видимо) вводил Заказчика в заблуждение по поводу проектных решений и наличия сведений о сервитуте.
Представитель подрядчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в письменных разъяснениях.
Подрядчик считает, невыполнение работ со стороны ООО "ЕвроГеоПроект" в срок, установленный Контрактом, обусловлено неисполнениям обязательств со стороны Заказчика. Причины указаны в представленных разъяснениях.
Из представленных разъяснений следует, что Подрядчик сразу приступил к исполнению контракта, выполнил работы 1 этапа контракта, которые были приняты Заказчиком. После завершения работ 1 этапа Подрядчик незамедлительно приступил к выполнению работ 2 этапа, а именно разработке проектно-сметной документации, согласно требований Технического задания, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ N 190-ФЗ и других нормативных актов, и нормативно-технических документов.
Подрядчик был готов направить документацию на государственную экспертизу проектной документации, о чем проинформировал заказчика письменно.
Письмом исх. N 244П от 12.10.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о передаче проектной документации на рассмотрение в АУ ЯНАО "Управление ГЭПД" (заявление N 2022/10/07-00188 от 11.10.2022 г.), Северо-Уральское Межрегиональное Управление Росприроднадзора (письма N5817673, N5817674 от 12.10.2022 г.) и Нижнеобское ТУ Росрыболовства (письмо N232П от 07.10.2022 г.). Подрядчик также просил Заказчика уточнить сроки предоставления решения о сервитуте со стороны Обь-Иртышского УГМС, поскольку непредставление правоустанавливающих документов на земельные участки, предполагающиеся под размещение объекта капитального строительства, может стать причиной отказа в рассмотрении документации государственной экспертизой проектной документации и государственной экологической экспертизой.
По результатам отработки замечаний входного контроля между Подрядчиком и Автономным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственной экспертизы проектной документации" был заключен договор N 806-Э/31399 от 21.11.2022 г. Срок окончания работ по договору и выдачи экспертного заключения - 31.01 2023 г.
Согласно пояснениям подрядчика, он не отказывался от исполнения контракта, сообщил, что среди указанных замечаний, были замечания к техническому заданию, которые подрядчик не мог устранить самостоятельно, без Заказчика.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что на момент рассмотрения обращения Заказчика, в материалах дела отсутствует информация о выдаче отрицательного заключения государственной экспертизы.
Кроме того, из представленных сторонами информации не следует, что Подрядчик отказывался от обязательств по контракту. Заказчик подтверждает, что контракт исполнялся. Подрядчиком была разработана проектно-сметная документация, которая направляется на государственную экспертизу.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Подрядчиком документы, подтверждающие, что Подрядчик не прекращал исполнение контракта, не отказывался от исполнения обязательств по контракту, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. При этом Подрядчик взаимодействовал с Заказчиком, и сообщал ему необходимую информацию.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта в виде неустойки (штраф, пеня), что является инструментом воздействия на исполнителя при неоказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия полагает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения подрядчика при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, для защиты своих прав, Подрядчик, не согласившись с Решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, намерен обратиться в Арбитражный суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ЕвроГеоПроект" (ИНН 6316138951) представленную Заказчиком - Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 01902000003210084690001 от 24.08.2021 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Водоограждающая дамба в с. Овгорт", цена контракта - 12 546 610,16 рублей, (извещение N 0190200000321008469), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2023 г. N 089/06/104-20/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023