Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____.>
<____.>
<____.>
рассмотрев направленное Заказчиком - Управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000722000720 от 17.10.2022 на выполнение работ по разработке сметной документации и 3Д визуализации наружного освещения муралов в п. Тазовский, цена контракта - 118 750,00 рублей (извещение N 0190300000722000720), с ООО "Перспектива" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (N 1 от 30.12.2022) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между управлением по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района и Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 17 октября 2022 года N 0190300000722000720 "Выполнение работ по разработке сметной документации и ЗД визуализации наружного освещения Муралов в п. Тазовский".
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по разработке сметной документации и ЗД визуализации наружного освещения Муралов в п. Тазовский (далее по тексту - работы), в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и графиком выполнения работ (приложение N 2) к Контракту.
Срок выполнения работ согласно муниципальному контракту определен с момента заключения муниципального контракта в течение 5 (пяти) календарных дней, а именно по 23 октября 2022 года.
В ходе проверки предоставленных документов Подрядчиком по исполнению вышеуказанного контракта (письмо от 20 октября 2022 года N3 см) Заказчиком выявлены недостатки, дефекты и несоответствие в выполненных работах условиям контракта. 21 октября 2022 года Подрядчику направлено письмо об устранении выявленных несоответствий, ответ Подрядчика предоставлен 14 ноября 2022 года за N 5 см. В ходе повторной проверки пакета исполнительной документации специалистами Заказчика вновь выявлены практически те же недостатки, дефекты и несоответствия в выполненных работах. Заказчиком 21 ноября 2022 года повторно направлено письмо об устранении несоответствий с указанием конкретных недостатков и дефектов. Ответа от Подрядчика по 30 декабря 2022 года не поступало.
Таким образом, Подрядчик явно нарушил сроки выполнения работ и не завершил устранение выявленных недостатков в кратчайшие сроки.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 2, 3 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 11.2. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.01.2023 NАД/93, представил письменные объяснения по делу N 089/06/104-27/2023 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что Подрядчик 04.10.2022 года запросил информацию для выполнения работ. Информация выдана частично.
По ответственному лицу информация получена, Явлы Семенович Яндо, представитель от заказчика. И все согласования проводились с ним до 07.11.2022 года.
От него никаких претензий не поступало кроме того, что надо предоставить списки по оборудованию. Ответ был дан на электронную почту 21.10.2022 г., по почте отправили 22.10.2022 г.
Согласно технического задания сбор исходной информации осуществляется (без выезда на участок проектирования). Следовательно, подрядчик делает проект по переданной для него информации от заказчика. В техническом задании отсутствует информация в каком программном комплексе выполняется 3-д визуализация.
Сметную документацию сделали в программном комплексе Гранд-Смета, сформированы файлы в эксель, пдф, xml, файла гранд смета gsfx. Замена программного комплекса было согласовано так же, как и в какой базе необходимо сделать сметную документацию.
С 07.11.2022 Подрядчиком отправлены четыре варианта проектов. Нет замечаний от заказчика ни с одной электронной почты. Нет ответа на запрос выдать нам замечания.
Подрядчику отправили письмо с замечаниями, которое Подрядчик не прочитал 21.10.2022. Подрядчик попросил выслать заново и сразу стали работать по замечаниям с 07.11.2022. Этот период составляет 17 дней и не превышает количество дней, указанных в п.3.1.7. В последующее время Заказчик по электронной почте претензий не отправлял, сообщал устно. В общей сложности предоставлено пять проектов.
В процессе стало известно, что надо делать освещение на четыре мурала, а сделали на пять. Кроме этого делали визуализацию дополнительно на освещение церкви. Размеры поверхностей под муралами дали на четыре панно, а цветовые фотографии с привязками на пять муралов. 19.10.2022 пришлось срочно все переделывать и дополнять. В техническом задании не указано сколько муралов надо осветить.
20.10.2022 года отправили документы на приемку работ на почту по контракту yando-yar@rambler.ru а также на 83494024337@mail.ru. Запросили замечания на почту по контракту yando-yar@rambler.ru.
Ответ был с почты 83494024337@mail.ru о том, что надо предоставить списки по оборудованию, а также прикрепили письмо, на которое не обратили внимание.
21.10.2022, 24.10.2022 отправляли списки на оборудование, квитанции об оплате за отправку документов почтой РФ.
28.10.2022 года пришло сообщение, что документы прочитаны.
03.11.2022 года удалось загрузить документы в ЕИС.
Последнее сообщение от заказчика по почте yando-yar@rambler.ru пришло 24.10.2022 года, 83494024337@mail.ru было 07.11.2022 г. В системе ЕИС до сих пор нет замечаний и стоит в стадии рассмотрения.
14.12.2022 отправлен 4-й вариант компоновку, а 16.12.2022 г. 3-Д визуализация отправлена на согласование с вариантом расположения прожекторов с верху.
С 16.12.2022 года Подрядчик ждал ответ от Заказчика на согласование изменение схемы монтажа прожекторов по желанию Заказчика.
Заказчик отправлял различную информацию с трех электронных почт, с официальной почты по контракту не было замечаний. При большом документообороте сложно отследить все письма. Часть попадает в спам и рассматриваются значительно позже чем во входящие.
Подрядчик считает, что на 20-21 октября выполнили работу в полном объеме, Заказчик не вправе требовать от Подрядчика то, что не написано в задании, не имеет право менять программное обеспечение для построения 3Д-визуализации если оно не прописано в техническом задании. Заказчик требовал от Подрядчика 3Д-визуализацию с нарисованными на стенах муралами, что искажало и мешало оценить качество подсветки. Сам же заказчик предоставил размеры поверхностей без нанесенного цветного панно. И в техническом задании не написано, что надо делать 3Д-визуализацию уже на нарисованных муралах. Наша же цель была-показать реальную картину освещения, а не обработанные фотошопом картинки муралов.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.5.Контракта допускается расторжение Контракта по обоюдному согласию Сторон, по решению суда.
Согласно п. 9.6.Контракта допускается расторжение Контракта в одностороннем порядке в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Согласно п. 9.7.Контракта допускается расторжение Контракта в одностороннем порядке в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.10.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0190300000722000720 (далее - Контракт).
30.12.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.12.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 10.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
В соответствии с пп а п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, и не направлены на уклонение от его исполнения, а Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Перспектива".
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ООО "Перспектива" в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Перспектива" представленную Заказчиком - Управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000722000720 от 17.10.2022 на выполнение работ по разработке сметной документации и 3Д визуализации наружного освещения муралов в п. Тазовский, цена контракта - 118 750,00 рублей (извещение N 0190300000722000720), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 января 2023 г. N 089/06/104-27/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023