Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
при участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заявителя - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "СтройЛабЭкспресс" на действия Заказчика - Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по ежегодной актуализации автоматизированного банка дорожных данных по результатам комплексного специального, технического обследования на 2023 год", начальная (максимальная) цена контракта - 10 752 000,00 рублей (извещение N 0190300000723000002) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба (вход. N 257 от 18.01.2023) Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время окончания срока подачи заявок - 19.01.2023 08:00;
3) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 19.01.2023;
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.01.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что:
1. Из технического задания невозможно определить конкретный перечень определяемых параметров в рамках диагностики.
2. Заказчиком не правомерно установлено требование о наличии средств математического моделирования транспортных потоков, так как из параметров, указанных в Техническом задании оно не требуется и не регламентировано ни одним нормативно-правовым документом.
3. Заказчиком не правомерно установлено требование к исполнителю о предоставлении сведений о наличии квалификации инженеров для проведения работ.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы он не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1. Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является Выполнение работ по ежегодной актуализации автоматизированного банка дорожных данных по результатам комплексного специального, технического обследования на 2023 год.
Согласно описанию объекта закупки, выполнение работ осуществляется в соответствии с Приложением N 1 к Контракту (Техническое задание).
Из Приложения N 1 к Контракту следует, что:
1. Подрядчику в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 "Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог" и в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2020 г. N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" надлежит осуществить комплекс работ по проведению специализированной диагностики автомобильных дорог, определить характеристики автомобильной дороги определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; средняя суточная интенсивность движения и состав транспортного потока (мониторинг дорожного движения); протяжённость автомобильных дорог. В том числе: приёмочная диагностика: ул. Заполярная, ул. Северная, ул. Маргулова в п. Тазовский. Подрядчик обязан получить у Заказчика перечень автомобильных дорог подлежащих специализированной диагностике.
2. Норматив затрат предусматривает выполнение работ необходимых для получения следующих данных:
- Ведомости технико-эксплуатационных характеристик: продольная и поперечная ровность (только для дорог с усовершенствованным типом покрытия), коэффициент продольного сцепления (только для дорог с усовершенствованным типом покрытия), состояние покрытия в соответствии с ОДМ 218.4.039-2018 "Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог", видео-банк данных;
- Общие данные по автомобильной дороге (категория, тип покрытия, ширина проезжей части, ширина ПЧ с укрепленной полосой, количество полос движения, ведомость километровых столбов при наличии).
В своих возражениях заказчик пояснил, что перечень определяемых параметров в рамках диагностики прописан в пункте 1 и 2 Технического задания, а п. 3.1.2.3 относится к методике измерения при применении дорожной лаборатории и определяет общий перечень видов работ которые разрешается выполнить в зимних условиях.
Проверив и изучив жалобу Заявителя, возражения Заказчика и документацию об аукционе Комиссия пришла к выводу, что по пунктам документации указанным в жалобе Заявителя отсутствуют нарушения правил описания объекта закупки, а доводы Заявителя сводится к запросу о даче разъяснений положений аукционной документации.
Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено право любого участника закупки, зарегистрированного в единой информационной системе, направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако, как установлено на заседании Комиссии Заявитель до направления жалобы не обращался с запросами о даче разъяснений положений извещения.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
2. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к выполнению работ, являющихся значимыми для Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
Согласно п. 4.4 Приложения N 1 к Контракту Заказчиком установлено требование о наличии средств математического моделирования транспортных потоков.
Изучив Потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание выполнения работ в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать свое предложение по выполнению таких работ.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что в рамках задачи по обеспечению эффективности организации дорожного движения, а также учитывая принципы контрактной системы в сфере закупок о принципе стимулирования инноваций (Статья 10 Закона N 44-ФЗ) и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, Заказчик с учетом специфики его деятельности, в описании объекта закупки установил требование о необходимости разработки транспортного моделирования. Математическое моделирование транспортных потоков представляет собой наиболее точный на сегодняшний день инструмент оценки решений по развитию транспортной системы для определения прогнозируемых, проблемных участков дорожной сети (в том числе прогнозирование динамики транспортных пробок, управления дорожным движением). Направлено на обеспечение эффективности организации дорожного движения. Полученные данные используются при разработке проектов организации дорожного движения и проектов автомобильных дорог.
При этом Заказчик не устанавливает ограничения и требования при выборе программы моделирования потоков, соответственно исполнитель сам определяет методологию и используемое ПО. Подтверждением наличия средств (программного обеспечения,) для разработки математического моделирования транспортных потоков является лицензия на использование данного ПО.
Таким образом Комиссия считает, что описание объекта закупки продиктовано фактической потребностью Заказчика. Бесспорных доказательств того, что оспариваемое требование к работе является несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.
Также следует отметить, что Комиссией учтена правовая позиция, изложенная Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям заказчика.
Таким образом Заявителем не доказан тот факт, что требования к выполнению спорных работ, являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Косвенным подтверждением данного вывода является факт наличия того, что при определении поставщика, на участие в закупке подано три заявки, три из которых соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки в том числе и заявка Заявителя со снижением цены контракта на 68,5% и 69% от НМЦК.
Изучив жалобу Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4.4 Приложения N 1 к Контракту Заказчиком установлено требование о предоставлении сведений о наличии квалификации инженеров для проведения работ. Данное условие является существенным, без выполнения которого Исполнитель не имеет права осуществлять работы.
По мнению Комиссии, установленные Заказчиком дополнительные требования, являются требованиями к трудовым ресурсам необходимым для выполнения работ, что нарушает ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Таким образом довод Заявителя является обоснованным.
По мнению Комиссии, указанное нарушение не отразилось на результатах определения поставщика и по сути своей является требованием к исполнителю контракта, и может быть устранено путем внесения изменений в контракт.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесение изменений в проект контракта при направлении его победителю, с учетом указанного выше решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройЛабЭкспресс" на действия Заказчика - Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по ежегодной актуализации автоматизированного банка дорожных данных по результатам комплексного специального, технического обследования на 2023 год", начальная (максимальная) цена контракта - 10 752 000,00 рублей (извещение N 0190300000723000002), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков - обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0190300000723000002) о необходимости представить в срок до 16.02.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 17.02.2023 в 15 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 января 2023 г. N 089/06/33-33/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023