Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Верзуна Ю.Д.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Латыповой Е.В.
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Логиновой Н.В.
с участием представителя ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" (далее также -заказчик) Киприянова Т.И. по доверенности,
с участием представителей ИП Якшина Сергея Викторовича (далее также - победитель закупки, общество) Багдасаров К.Г. по доверенности, Козырева А.А. по доверенности,
рассмотрев обращение ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Якшина С.В., ИНН 343502282301 и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку пожарно-технической продукции рукавов пожарных для обеспечения государственных нужд (реестровый номер закупки 0167200003422007295, ИКЗ: 222720352688172030100101850010000244),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП Якшина С.В. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 28.11.2022 на поставку пожарно-технической продукции рукавов пожарных для обеспечения государственных нужд.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" (Заказчик) и ИП Якшиным С.В. (Поставщик) по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003422007295) заключен контракт от 28.11.2022 на поставку пожарно-технической продукции рукавов пожарных для обеспечения государственных нужд на сумму 1 217 260,65 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта-1 261 410,00 рублей.
В соответствии с условиями указанного контракта Поставщик обязался осуществить поставку рукавов пожарных для обеспечения государственных нужд (далее - товар), а Заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар. (п.1.1 контракта).
Согласно Приложению N 1 к контракту к поставке требуются:
- рукава пожарные напорные, 220 шт. Страна происхождения-РФ, год производства-2022, сертификат соответствия N СRU.ПБ97.В.0096 5, ГОСТ Р 51049-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2019 N 721-ст). Вид рукава по назначению: для комплектации мобильных средств пожаротушения, вид рукава по стойкости к внешним воздействиям: Износостойкие (И), Маслостойкие (М), Климатическое исполнение, УХЛ1 (п.1 Приложения N 1 к контракту);
- рукава пожарные напорные, 49 шт. Страна происхождения-РФ, год производства-2022, сертификат соответствияN СRU.ПБ97.В.0096 5, ГОСТ Р 53279-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. и введен Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 51-ст). Вид рукава по назначению: для комплектации мобильных средств пожаротушения, вид рукава по стойкости к внешним воздействиям: Износостойкие (И), Маслостойкие (М), Климатическое исполнение, УХЛ1 (п.2 Приложения N 1 к контракту).
Согласно п. 3.1 контракта товар необходимо поставить по следующему адресу: 625034, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Судостроителей, д.,19.
Поставщик не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты доставки и разгрузки Товара уведомляет Заказчика в письменном виде о готовности к поставке Товара с указанием даты доставки. Уведомление должно содержать ссылку на реквизиты Контракта, а также указание уполномоченных лиц Поставщика, ответственных за разгрузку Товара.
Срок поставки: товар поставляется одной партией в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 3.2 контракта).
Учитывая, что контракт на поставку рукавов пожарных был заключен 28.11.2022, то срок поставки истекал 19.12.2022.
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 3.10 контракта).
16.12.2022 в адрес Заказчика от Поставщика поступило письмо в котором ИП Якшин С.В. сообщил следующее.
Сертификация рукавов пожарных напорных была в прошлом году в связи с вступлением требования ТР ЕАЭС 043/2017. На тот момент ГОСТ Р 51049-2019 не вступил в силу, начало применения с 01.06.2022, соответственно в сертификатах прописан ГОСТ Р 51049-2008.
Продукция прошедшая подтверждение соответствия по регламенту до 01.06.2022 не перестала соответствовать требованиям регламента.
На сегодняшний день в законодательстве РФ и ЕАЭС отсутствуют основания и процедура для переоформления сертификатов, в связи с изменением стандарта, путем применения отдельных пунктов которого была проведена процедура подтверждения соответствия. Так как в действующих сертификатах указаны следующие обозначения рукавов: РПМ (В)-50-1,6-ИМ-УХЛ1, РПМ (В)-80-1,6-М-УХЛ1 согласно ГОСТ Р 51049-2008, при этом оба вида рукава являются износостойкими, с иной маркировкой они выпускаться не могут, пока данные сертификаты являются действующими.
Рукав РПМ(В)-80-1,6-ИМ на территории России не производится. Запрос на изготовление данного вида товара был направлен в ООО ЗПО N 3 (Г. Челябинск), Русарсенал (г.Москва), ТД "Берег" (московская область).
В связи с этим ИП Якшин С.В. может осуществить поставку рукава пожарного 80, вторая позиция по контракту от 28.11.2022 по ГОСТ Р 51049-2008 (данный вид рукавов маслостойкий) или по ГОСТ Р 51049-2019 (данный вид рукавов износостойкий). Данные виды рукавов соответствуют техническим требованиям, не ухудшают характеристик, предъявляемых контрактом.
В связи с чем просит Заказчика согласовать выбор позиции для поставки пожарных рукавов по контракту, из двух позиций, описанных выше.
Также сообщает, что в связи с высоким спросом на поставленный товар на конец 2022 года и высокой загруженностью заводов-изготовителей, поставка пожарно-технической продукции будет осуществлена до 31.03.2023.
ИП Якшин обязуется исполнить взятые на себя обязательства, а также произвести выплату неустоек и штрафов, начисленных в соответствии с контрактом.
26.12.2022 Заказчик рассмотрев письмо ИП Якшина С.В. от 16.12.2022 сообщил следующее.
Согласно Приложению N 1 к контракту (Спецификация), установлены требования к году производства товара (2022 год), а также то, что характеристики поставляемого товара должны соответствовать Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51049-2019 "Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.09.2019 N 721-ст 01.01.2022). Взамен ранее действовавшего ГОСТ Р 51049-2008. Национальноый стандарт РФ. Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования.Методы испытаний".
В связи с чем, поставляемый товар по контракту должен соответствовать требованиям действующего ГОСТа.
По условиям контракта, Поставщик обязался поставить товар одной партией в течении 15 рабочих дней с даты заключения контракта, то есть по 19.12.2022, однако товар не поставлен.
В связи с чем, Заказчик требует поставить товар, соответствующий условиям контракта до 28.12.2022.
Учитывая, что поставка товара не осуществлена 28.12.2022 Заказчиком принято решение N 1-1457 от 28.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В свою очередь представитель ИП Якшина С.В. с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контра не согласился.
Указал, что Поставщик своевременно приступил к исполнению взятых на себя обязательств, о возникших трудностях в ходе исполнения контракта сообщал Заказчику.
Так, ИП Якшин С.В. обратился к ООО "Гиперион" для покупки рукавов пожарных. Однако, в сертификате и формуляре паспорта товара ООО "Гиперион" был указан ГОСТ Р 51049-2008. ИП Якшин С.В. направил Заказчику подтверждающую информацию о том, что данные сертификаты еще действуют, соответственно в паспортах записан ГОСТ с учетом информации из сертификата. Заказчик настаивал на продукции по ГОСТ Р 51049-2019.
Затем ИП Якшин С.В. обратился к ООО "Торговый дом "Берег", который гарантировал изготовление рукавов пожарных по ГОСТ Р 51049-2019.
Однако, в ходе изготовления заказа, у ООО "Торговый дом "Берег" возник ряд трудностей, в частности в связи с загруженностью изготовление и поставка товара была возможна не ранее 03 (март) месяца 2023 года; рукав пожарный напорный (наименование N1 в Спецификации), в соответствии с требованиями Контракта, должен быть сертифицирован с учетом положений ГОСТ Р 51049-2019. Однако, фактически сертификация рукавов пожарных напорных была произведена в прошлом году в связи с вступлением требования ТР ЕАЭС 043/2017. На тот период времени ГОСТ Р 51049-2019 не вступил в силу (применение только с 01.06.2022 г.) в этой связи в сертификатах прописан ГОСТ Р 51049-2008.
Однако, при указанных обстоятельствах Заказчик настаивал на поставки товара пр ГОСТ Р 51049-2019.
В свою очередь Заказчик с позицией Поставщика не согласился, невозможность поставки товара, произведенного в 2022 году по ГОСТу Р 51049-2019 не подтвердил. Выразил позицию о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с неисполнениям принятых на себя обязательств по поставке товара, значимого для заказчика.
Комиссия отмечает, что согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Так, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре поставки, с учетом положений параграфа 4, а также Закона N 44-ФЗ.
На основании статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного ли муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В силу статей 506, 516 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю, а покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным неоднократного нарушения сроков поставки товаров, поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (абзац 2 пункта 2 статьи 523 ГК РФ).
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком 29.12.2022 в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено Поставщиком 29.12.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 29.12.2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 09.01.2023 года.
Соответственно 09.01.2023 контракт на поставку рукавов пожарных расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Комиссия указывает, что Поставщик, приняв на себя обязательства по поставке рукавов пожарных, в установленный контрактом срок (19.12.2022) не исполнил их, что однозначно свидетельствует о его недобросовестном поведении в рамках исполнения контракта.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В связи с чем, Комиссия учитывая положения статьи 2 ГК РФ полагает, несостоятельным довод Поставщика относительно возникших сложностей с поставкой товара, соответствующего условиям контракта (2022 года производства, соответствующего ГОСТ Р 51049-2019), учитывая, что условия контракта были известны Поставщику до заключения контракта и с которыми он в свою очередь согласился.
Невозможность поставки товара, соответствующего условиям контракта ООО "Гиперион" и ООО "ТД "Берег", к которым обращался ИП Якшин С.В. не подтверждает факт отсутствия на рынке товара требуемого к поставке, поскольку производство и поставка товара не ограничивается указанными организациями.
Доказательств, подтверждающих невозможность поставки товара, отсутствие его в свободной продаже в материалы дела не представлено.
Принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке не признанно недействительным.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями статьи 95 Закона о контрактной системе, в действиях Поставщика установлена недобросовестность при исполнении контракта; каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению контракта, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ ТО "Противопожарная служба Тюменской области" в отношении ИП Якшина Сергея Викторовича, ИНН 343502282301 включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии Е.В. Латыпова
Е.В. Латыпова
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 января 2023 г. N РНП-72-1/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2023