Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Поселковая администрация городского поселения "Поселок Хани" Нерюнгринского района (далее - Ханинская поселковая администрация, заказчик): _ (представитель по доверенности),
при отсутствии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Виртрон" (далее - ООО "Виртрон", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении в их отсутствие,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалоба ООО "Виртрон" на действия (бездействие) заказчика Ханинской поселковой администрации при проведении электронного аукциона на оказание услуг консалтингового и экспертного сопровождения (извещение N 0116300034123000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Виртрон" на действия заказчика.
Из сути жалобы следует, что требования, установленные заказчиком в Описании объекта закупки ограничивают участников закупки, а именно:
1) Заказчиком в описании объекта закупки объединены в одну закупку различные виды услуг;
2) В Описании объекта закупки установлены дополнительные требования, которые свидетельствует о замене трудовых отношений услугами сторонней компании;
3) В техническом задании указаны также недопустимые требования;
4) Заказчик неправомерно предъявил требования к квалификации участника, указав их в разделе "Описание объекта закупки".
5) Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Виртрон" частично обоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком в описании объекта закупки объединены в одну закупку различные виды услуг, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно сведениям с ЕИС заказчиком выбран ОКПД2: 69.10.19.000 Услуги юридические прочие.
Данная группировка, согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 30.08.2022), включает:
- услуги по хранению документов в качестве третьего лица и урегулированию имущественных споров;
- консультации клиентов, связанные с их законными правами и обязанностями;
- прочие правовые услуги, не включенные в другие группировки.
Вместе с тем, проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что заказчиком объединены в один лот виды услуг, имеющие различный код ОКПД2, в частности, юридические, консалтинговые, услуги по сканированию документов, услуги специализированной организации, услуги делопроизводителя, услуги образовательной организации.
Таким образом, действия заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Довод жалобы в части того, что в Описании объекта закупки установлены дополнительные требования, которые свидетельствует о замене трудовых отношений услугами сторонней компании, признан обоснованным на основании следующего.
В Описании объекта закупки извещения электронного аукциона были установлены, в том числе, следующие требования:
"1. Исполнитель обязан оказывать услуг по рабочему графику Заказчика на постоянной основе: 5 рабочих дней в неделю в количестве не более 8-ми часов в день, время оказания услуг: с 09 ч 00 мин до 18 ч 00 мин по Якутскому времени.
2. Эксперт должен иметь с собой мобильное рабочее место - ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и МФУ."
Из сути жалобы заявителя следует, что данные требования Описания объекта закупки ограничивает участников закупки, так как установление в документации необходимости личного присутствия исполнителя у заказчика приводит к территориальному ограничению участников.
13.01.2023 был подан запрос на разъяснение положений Извещения о проведении закупки в части данного требования Описания объекта закупки.
Заказчиком участнику закупки дан следующий ответ:
"В описание объекта закупки (далее - ООЗ) содержит услуги которые исполнитель может оказывать в электронном виде (без личного присутствия), при этом согласно ООЗ часть услуг Исполнитель возможно оказать только очно по месту нахождения Заказчика, к примеру работа с документами на бумажных носителях.
На основании вышеизложенного считаем, что частично услуги могут быть оказаны без личного присутствия (объем таких услуг определяется в ходе деятельности заказчика исходя из фактической потребности).
В соответствии с требованиями, указанными в части 2 Описание объекта закупки, Исполнитель обязан оказывать услуг по рабочему графику Заказчика на постоянной основе по месту нахождения Заказчика на постоянной основе.
Непосредственное участие исполнителя в пределах местонахождения заказчика требуется для работы с документами на бумажных носителях, согласно Описанию объекта закупки, в том числе:
- проверка на соответствие законодательству контрактов и договоров, поступивших от контрагентов, в том числе на бумажном носителе;
- обработка, сканирование и распределение документов (в том числе об исполнении) для дальнейшей работы в документообороте Заказчика и информационной систем;
- регистрации контрактов и договоров в документообороте Заказчика;
- ведение журнала регистрации и выдача расписок в получении документов, связанных с расходной деятельностью (договора, счета, акты, претензии и т.д.);
Оказание перечисленных услуг является предметом закупки для удовлетворения и обеспечение нужд Заказчика."
С учетом предоставленного заказчиком ответа на запрос разъяснения положений Извещения, Комиссия антимонопольного органа считает избыточным установление требований о личном присутствии Исполнителя для оказания части услуг, так как данное требование приводит к территориальному ограничению потенциальных участников закупки, в пределах границ определенного региона России без предоставления возможности на участие в процедуре закупки потенциальным участникам, располагающимся в иной территориальной зоне, но имеющим возможность своевременно и качественно исполнить обязательства по контракту.
Таким образом, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Довод жалобы в части того, что в техническом задании указаны также недопустимые требования, признан обоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на следующие недопустимые требования заказчика, которые он устанавливает в Описании объекта закупки:
- проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при исполнении контракта и (или) отдельного этапа исполнения контракта, по результатам которой Исполнитель формирует заключение о наличие либо отсутствии нарушение требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ);
- выдача ответственным работникам Заказчика предписаний о внесении изменений или отмене актов, обусловленных изменением законодательства (нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
- контроль за исполнением контрактов и договоров Заказчика (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ);
- ведение претензионной работы, обеспечение учета претензий, поступающих от контрагентов, их рассмотрение, подготовка ответов на поступившие претензии и приемка проектов решений об удовлетворении или об отказе в удовлетворении поступивших претензий, осуществление подготовки претензий к контрагентам, их отправка контрагентам и контроль за удовлетворением направленных контрагентам претензий (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ);
- разработка технических требований с наиболее полным и однозначным определением качества, технических характеристик товара (работ, услуг), требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ);
- разработка критериев оценки определения лучших условий исполнения контракта, согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N44-ФЗ) (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ);
- организация и техническое сопровождение деятельности Единой комиссии, в том числе обеспечение подписания протоколов всеми членами комиссий, и оказание организационно-технической и консультационной помощи в проведении торгов и закупок может осуществляться как путем подготовки необходимых документов, так и личного участия в процедурах проведения торгов и закупок, также размещение протоколов согласно законодательству; настройка рабочего места члена комиссии для подписания протокола в электронной форме (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ);
- рассмотрение и подписание документов об исполнении контракта и (или) отдельного этапа исполнения контракта (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ).
Комиссия антимонопольного органа проанализировав вышеуказанные требования приходит к выводу о том, что вышеуказанные заказчиком услуги предусматривают не юридическое сопровождение или услуги консалтинга, а относятся к непосредственным полномочиям комиссии по осуществлению закупок (организация и техническое сопровождение деятельности Единой комиссии, в том числе обеспечение подписания протоколов всеми членами комиссий, и оказание организационно-технической и консультационной помощи в проведении торгов и закупок может осуществляться как путем подготовки необходимых документов, так и личного участия в процедурах проведения торгов и закупок, также размещение протоколов согласно законодательству; настройка рабочего места члена комиссии для подписания протокола в электронной форме (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ), заказчика (проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при исполнении контракта и (или) отдельного этапа исполнения контракта, по результатам которой Исполнитель формирует заключение о наличие либо отсутствии нарушение требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ; - контроль за исполнением контрактов и договоров Заказчика (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ); ведение претензионной работы, обеспечение учета претензий, поступающих от контрагентов, их рассмотрение, подготовка ответов на поступившие претензии и приемка проектов решений об удовлетворении или об отказе в удовлетворении поступивших претензий, осуществление подготовки претензий к контрагентам, их отправка контрагентам и контроль за удовлетворением направленных контрагентам претензий (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ; рассмотрение и подписание документов об исполнении контракта и (или) отдельного этапа исполнения контракта (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ); а также контрольного органа (выдача ответственным работникам Заказчика предписаний о внесении изменений или отмене актов, обусловленных изменением законодательства (нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и не могут выполняться силами сторонней организации.
Комиссия Якутского УФАС России при этом отмечает, что часть вышеуказанных функций относится к услугам специализированных организаций (разработка технических требований с наиболее полным и однозначным определением качества, технических характеристик товара (работ, услуг), требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ); разработка критериев оценки определения лучших условий исполнения контракта, согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон N44-ФЗ) (нарушение требований ст. 40 44-ФЗ)) и могут быть предметом торгов при указании соответствующего кода ОКПД2 при формировании закупки.
На основании изложенного, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Довод жалобы в части того, что Заказчик неправомерно предъявил требования к квалификации участника, указав их в разделе "Описание объекта закупки", признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, в Описании объекта закупки установлено, в том числе, следующее:
"При оказании услуг консалтингового и экспертного сопровождения предъявляются следующие квалификационные требования:
- наличие профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- умение работы с законодательными и нормативными правовыми актами и иными документами;
- умение планировать и организовывать выполнение порученных заданий, рационально использовать рабочее время;
- умение самостоятельно выполнять свои непосредственные должностные обязанности;
- умение самостоятельно готовить документы в сфере своих непосредственных должностных обязанностей;
- умение пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, электронными средствами связи, базами данных, применяющимися Заказчиком;
- опыт работы в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), на электронных площадках (ЭП), в едином агретаторе торговле для малых закупок "Березка".
Эксперт должен знать (применительно к сфере своих непосредственных должностных обязанностей) и руководствоваться в своей служебной деятельности:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и документов в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
- Законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам работы Заказчика;
- Своими непосредственными должностными обязанностями;
- Правилами и нормами гигиены и охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты".
Таким образом, заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе установлены требования к участнику закупки в Описании объекта закупки, что является нарушением части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
5. Довод жалобы в части того, что заказчиком при формировании Извещения нарушены положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Комиссия по контролю закупок Якутского УФАС России обращает внимание, что довод жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке, следовательно довод жалобы не подлежит рассмотрению.
Жалоба ООО "Виртрон" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Виртрон" на действия (бездействие) заказчика Ханинской поселковой администрации при проведении электронного аукциона на оказание услуг консалтингового и экспертного сопровождения (извещение N 0116300034123000001) частично обоснованной. Довод жалобы о нарушении заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признан не подлежащим рассмотрению.
2. Признать заказчика Ханинскую поселковую администрацию при проведении электронного аукциона на оказание услуг консалтингового и экспертного сопровождения (извещение N 0116300034123000001) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 января 2023 г. N 014/06/49-95/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023