Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок - Гареев Д.Р.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ФКУ ФУАД Приуралье ФДА
- Якупов М.Р. (доверенность).
Заявитель: ООО "Мостовик"
- Утяганов И.А. (доверенность).
- Васильев И.А. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Мостовик" (вх. 334/23 от 13.01.2022) на действия Заказчика в лицеФКУ ФУАД Приуралье ФДА при определении поставщика путем проведения закупки N 0301100012722000047 "Проведение строительного контроля и произодственно-экологического мониторинга на объектах : "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 375+000 - км 379+800, Оренбургская область"; "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 379+800 - км 390+000, Оренбургская область".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301100012722000047.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заказчиком необоснованно произведено укрупнение лота, что приводит к ограничению конкуренции. В составе закупки указаны два объекта за которыми необходимо проводить строительный контроль, а именно: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 375+000 - км 379+800, Оренбургская область" и "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 379+800 - км 390+000, Оренбургская область"".Так, данные объекты капитального ремонта имеют разные проекты, разные объемы и виды выполняемых работ и самим заказчиком выделяются отдельно по требованиям к ведению строительного контроля на объектах.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) государственные заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Как следует из части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении конкурентных закупок не допускается объединять в один объект закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. Однако критерии технологической и функциональной взаимосвязи в законодательстве о контрактной системе отсутствуют. Исходя из правоприменительной практики, можно сформулировать следующие критерии технологический и функциональной связи:
единое назначение и/или взаимообусловленность закупаемых товаров, работ, услуг;
направленность на удовлетворение одной и той же (единой) потребности заказчика;
нецелесообразность выделения части товаров, работ, услуг в отдельный лот.
В качестве критериев технологической и функциональной связи антимонопольные органы называют общее целевое назначение товаров, работ, услуг, т.е. единство цели, для достижения которой заказчик закупает товары, работы, услуги. Аналогичная позиция находит отражение в судебной практике.
Частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 53 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение), предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 3 Положения установлено, что Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий (пункт 6 Положения):
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, проведение строительного контроля как на участке км 375+000 - км 379+800, так и на участке км 379+800 - км 390+000, Оренбургская область, автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) имеет общее целевое назначение, установленное ГрК РФ и Положением.
Еще один критерий - единая потребность заказчика, то есть, направленность закупаемых товаров, работ, услуг на удовлетворение одной и той же потребности заказчика. Данный критерий подчеркивает позицию ФАС России о том, что технологическую и функциональную связь необходимо рассматривать с точки зрения заказчика в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств.
В данной закупке:
Участки дорог (км 375+000 - км 379+800, Оренбургская область, и км 379+800 - км 390+000, Оренбургская область), на которых осуществляется строительный контроль, находятся в одном территориальном образовании: (подъезд к городу Оренбург);
Участки дорог (км 375+000 - км 379+800, Оренбургская область, и км 379+800 - км 390+000, Оренбургская область), на которых осуществляется строительный контроль, являются соседними сегментами одной автомобильной дороги: М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург);
участки дорог имеют единый тип дорожной одежды и виды покрытия согласно СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
Таким образом, осуществление строительного контроля на двух соседних участках одной и той же автомобильной дороги технологически и функционально связано друг с другом. Заказчик при осуществлении закупки преследовал единую цель: выполнение требований, установленных ГрК РФ и Положением.
Следует отметить, что суды признают правомерными действия заказчика по закупке товаров, работ, услуг, имеющих единое назначение и направленных на удовлетворение единой потребности, в рамках единой, указывая на нецелесообразность разделения на отдельные закупки и отсутствие в Законе запрета на объединение товаров в рамках одной закупки.
Заявитель не доказал, что разделение рассматриваемой закупки на две было бы экономически целесообразным.
При этом на участие в закупке поступило шесть заявок, таким образом, доказательства ограничения конкуренции отсутствуют.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что общая сумма начальных цен двух объектов составляет 52 595 679 рублей, что в свою очередь сокращает потенциальный круг участников так как, согласно п. 2.1. ст. 31 Закона о закупках если НМЦК объекта составляет свыше 20 млн рублей, то участники закупки должны проходить "универсальную предквалификацию", а именно цена исполненного им контракта должна быть не менее 20% от НМЦК закупки. Так для участия в объединенной закупке потенциальному участнику необходимо иметь выполненный контракт минимум на сумму 10 519 135,8 рублей. Тогда как если закупка была бы разделена на две отдельные, то для строительного контроля с НМЦК 17 659 358 рублей потенциальным участникам не пришлось бы проходить "универсальную предквалификацию", а для участка с НМЦК 34 936 141 рубль участникам необходимо было бы иметь опыт выполненного контракта не ниже 6 987 228,2 рублей. Что в свою очередь увеличивает потенциальное количество участников и способствует увеличению конкуренции.
В соответствии с ч.2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией установлено, что Заказчик установил требования в соответствии с ч.2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком не предъявлено требования о соответствии участников Постановлению Правительства N712 от 20.04.2022.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно части 2.1 статьи 53 ГрК РФ в отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
Так, в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 12.09.2020 N 1413 "Об установлении случая проведения строительного контроля в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета", подведомственное Минстрою России ФБУ "РосСтройКонтроль" определено единственным исполнителем на проведение строительного контроля по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 20.04.2022 N 712 "Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации" в рамках государственных программ Российской Федерации "Развитие транспортной системы", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", а также иных программ Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации:
строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 2 млрд. рублей;
строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей.
Поскольку объектом закупки является строительный контроль при осуществлении не строительства, а капитального ремонта объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, при проведении настоящего электронного конкурса у заказчика отсутствуют основания для применения положений постановления Правительства РФ от 20.04.2022 N 712.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
В соответствии с ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Как следует из Положения для оценки заявок участников закупки по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заказчик вправе применять детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В Приложении N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме: "Проведение строительного контроля и производственно-экологического мониторинга на объектах : "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 375+000 - км 379+800, Оренбургская область"; "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 379+800 - км 390+000, Оренбургская область" по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заказчиком установлен не предусмотренный статьей 32 Закона и Положением детализирующий показатель "Описание последовательности и порядка оказания услуг" (Характеристика N 1).
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мостовик" необоснованной.
2. Внеплановой проверкой в действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Хлебников М.В.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 января 2022 г. N ТО002/06/106-37/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023