Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба ИП Блинова Н.А. (вх. N 232-ИП/23 от 13.01.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего бесплатного и льготного питания учащихся (как полной комплексной услуги) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Волосовского муниципального района Ленинградской области в течение 2023 года.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 23.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 798 375,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок участников.
Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников предусмотрены следующие положения:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов (далее - детализирующий показатель) |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40% |
- |
- |
- |
- |
Значение количества баллов, присваиваемое заявке, определяется по формуле:
Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона) в соответствии с Законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов (БЦi) определяется в следующем порядке: а) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке (далее - ценовое предложение); Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке; Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса). (В случае возникновения ситуации при которой оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, оценка производится с учетом позиции, изложенной в письме Минфина России от 09.02.2022 N 24-01-07/8697 "О порядке присвоения баллов, в том числе с отрицательным значением, при оценке по ценовому показателю заявок на участие в закупке для государственных и муниципальных нужд") |
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60% |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
40% |
Признак N 1: Общая цена исполненных участником закупки договоров |
40% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
Признак N 2: Общее количество исполненных участником закупки договоров |
30% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
|||||
Признак N 3: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров
|
30% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
|||||
|
|
|
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
50% |
Признак N1: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Повар"
|
25% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
|
|
|
|
|
Признак N2: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Технолог общественного питания"
|
35% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
|
|
|
|
|
Признак N3: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая"
|
40% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
|
|
|
Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
10% |
Обеспеченность участника закупки автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пищевых продуктов |
100% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле
где: Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке; Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке. |
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя оценки |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||
I. |
Критерий оценки: Квалификация участников закупки |
|
|||||||||||||||||||||||||
1. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта. |
|
|||||||||||||||||||||||||
1.1 |
Детализирующие показатели оценки: |
|
|||||||||||||||||||||||||
1.1.1. |
Общая цена исполненных участником закупки договоров |
По настоящему детализирующему показателю оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров на оказание услуг общественного питания. К оценке принимаются любые исполненные участником закупки договоры (контракты, гражданско-правовые договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), а также договоры заключенные и исполненные в соответствии с Законом ФЗ-44 или ФЗ N 223. Исполненные договоры должны подтверждаться актом (актами) оказанных услуг, составленными при исполнении такого (таких) договора (договоров). Последний акт составленный при исполнении такого договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы предоставленные в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). В случае отсутствия в составе заявки участника документов, подтверждающих наличие исполненных участником закупки договоров, оценивается в 0 баллов. Сведения о таких договорах могут быть представлены по рекомендуемой форме "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракт. Рекомендуемая форма "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Оценке не подлежат договоры, услуги по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). |
|||||||||||||||||||||||||
1.1.2. |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
По настоящему детализирующему показателю оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров на оказание услуг общественного питания. К оценке принимаются любые исполненные участником закупки договоры (контракты, гражданско-правовые договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), а также договоры заключенные и исполненные в соответствии с Законом ФЗ-44 или ФЗ N 223. Исполненные договоры должны подтверждаться актом (актами) оказанных услуг, составленными при исполнении такого (таких) договора (договоров). Последний акт составленный при исполнении такого договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы, предоставленные в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). В случае отсутствия в составе заявки участника документов, подтверждающих наличие исполненных участником закупки договоров, оценивается в 0 баллов. Сведения о таких договорах могут быть представлены по рекомендуемой форме "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта". Рекомендуемая форма "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Оценке не подлежат договоры, услуги по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). |
|||||||||||||||||||||||||
1.1.3. |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
По настоящему детализирующему показателю оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договора на оказание услуг общественного питания. К оценке принимаются любые исполненные участником закупки договоры (контракты, гражданско-правовые договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), а также договоры заключенные и исполненные в соответствии с Законом ФЗ-44 или ФЗ N 223. Исполненные договоры должны подтверждаться актом (актами) оказанных услуг, составленными при исполнении такого (таких) договора (договоров). Последний акт составленный при исполнении такого договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются документы предоставленные в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). В случае отсутствия в составе заявки участника документов, подтверждающих наличие исполненных участником закупки договоров, оценивается в 0 баллов. Сведения о таких договорах могут быть представлены по рекомендуемой форме "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта". Рекомендуемая форма "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Оценке не подлежат договоры, услуги по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). |
|||||||||||||||||||||||||
2. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
|||||||||||||||||||||||||
2.1. |
Детализирующие показатели оценки: |
|
|||||||||||||||||||||||||
2.1.1. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Повар" |
По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие в организации участника конкурса специалистов в квалификацией "Повар", высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 3 лет и/или специалистов с квалификацией "Повар", средним профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет. Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов в квалификацией "Повар" подтверждаются следующими данными: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; образование сотрудника (вид образования, какое учебное заведение окончил, год окончания, полученная квалификация и специальность, присвоенный разряд); реквизиты документа об образовании (серия, номер, дата выдачи, кем выдана); опыт работы, лет. Вышеуказанные сведения, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: документа об образовании, трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации или иного документа, подтверждающего обеспеченность участника трудовыми ресурсами (при наличии). Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа(ов). В случае несоответствия сотрудника предъявляемым требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такой сотрудник учитываться не будет. Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации могут быть представлены по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Рекомендуемая форма "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Сведения о квалификации участника конкурса
В случае наличия противоречий между сведениями, представленными по рекомендуемой форме и фактически представленными документами, подтверждающих наличие в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, при расчете баллов учитываются фактически представленные участником закупки документы. |
|||||||||||||||||||||||||
2.1.2. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Технолог общественного питания" |
По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие в организации участника конкурса специалистов с квалификацией "Технолог общественного питания", имеющих высшее профессиональное образование по профилю общественное питание и стаж работы по специальности в сфере общественного питания не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по профилю общественное питание и стаж работы по специальности в сфере общественного питания не менее 2 лет. Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов с квалификацией "Технолог общественного питания" подтверждаются следующими данными: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; образование сотрудника (вид образования, какое учебное заведение окончил, год окончания, полученная квалификация и специальность, присвоенный разряд); реквизиты документа об образовании (серия, номер, дата выдачи, кем выдана); опыт работы, лет. Вышеуказанные сведения, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: документа об образовании, трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации или иного документа, подтверждающего обеспеченность участника трудовыми ресурсами (при наличии). Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа(ов). В случае несоответствия сотрудника предъявляемым требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такой сотрудник учитываться не будет. Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации могут быть представлены по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Рекомендуемая форма "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Сведения о квалификации участника конкурса
В случае наличия противоречий между сведениями, представленными по рекомендуемой форме и фактически представленными документами, подтверждающих наличие в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, при расчете баллов учитываются фактически представленные участником закупки документы. |
|||||||||||||||||||||||||
2.1.3. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая" |
По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие в организации участника конкурса специалистов с квалификацией "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая" с опытом работы не менее 3-х лет. Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов с квалификацией "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая" подтверждаются следующими данными: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; образование сотрудника (вид образования, какое учебное заведение окончил, год окончания, полученная квалификация и специальность, присвоенный разряд); реквизиты документа об образовании (серия, номер, дата выдачи, кем выдана); Вышеуказанные сведения, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: документа об образовании, трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации или иного документа, подтверждающего обеспеченность участника трудовыми ресурсами (при наличии). Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа(ов). В случае несоответствия сотрудника предъявляемым требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такой сотрудник учитываться не будет. Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации могут быть представлены по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Рекомендуемая форма "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Сведения о квалификации участника конкурса
В случае наличия противоречий между сведениями, представленными по рекомендуемой форме и фактически представленными документами, подтверждающих наличие в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, при расчете баллов учитываются фактически представленные участником закупки документы. |
|||||||||||||||||||||||||
3. |
Показатель оценки: Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
|
|||||||||||||||||||||||||
3.1. |
Детализирующие показатели оценки: |
|
|||||||||||||||||||||||||
3.1.1. |
Обеспеченность участника закупки автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пищевых продуктов |
По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, в том числе имеющих холодильное оборудование. Сведения по детализирующему показателю "Наличие автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов" могут быть представлены по рекомендуемой форме "Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, в том числе имеющие холодильное оборудование". Рекомендуемая форма "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" Сведения о квалификации участника конкурса
Перечень документов, подтверждающих наличие автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, в том числе имеющих холодильное оборудование: инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии автотранспортных средств в собственности участника закупки); договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки автотранспортных средств (при отсутствии автотранспортных средств в собственности участника закупки). К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Сведения о наличии у участника материально-технических ресурсов могут быть представлены по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки. В случае отсутствия в составе заявки участника сведений по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки, а также документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, оценивается в 0 баллов. В случае наличия противоречий между сведениями, представленными по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки, и фактически представленными документами, подтверждающими наличие материально-технических ресурсов, при расчете баллов учитываются фактически представленные участником закупки документы. Баллы начисляются участнику закупки только при наличии у него в собственности и/или аренде специализированного охлаждаемого или изотермического транспорта. |
Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены формулы в нарушение положений Постановления Правительства N 2604.
Комиссия установила, что по критерию "Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги" Заказчиком установлено следующее:
"Значение количества баллов, присваиваемое заявке, определяется по формуле:
Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона) в соответствии с Законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке;
Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
Согласно положениям Постановления Правительства N 2604 значение количества баллов по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
Комиссия обращает внимание на то, что данная закупка размещена 23.12.2022 г. Соответственно, при установлении формул для расчета баллов необходимо руководствоваться действующей редакцией Постановления Правительства 2604.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в порядке рассмотрения и оценки заявок Заказчиком установлены формулы в нарушение действующей редакции Постановления Правительства N 2604. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки Комиссия выявила следующее нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства N 2604 оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
Пунктом 26 Постановления 2604 установлено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Постановления 2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Пунктом 28 предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно пункту 30 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" (наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации) пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок по показателю оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен детализирующий показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая". По данному детализирующему показателю предусмотрено следующее положение:
"По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие в организации участника конкурса специалистов с квалификацией "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая" с опытом работы не менее 3-х лет.
Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов с квалификацией "Врач-диетолог" или "Медицинская сестра диетическая" подтверждаются следующими данными:
-трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
-образование сотрудника (вид образования, какое учебное заведение окончил, год окончания, полученная квалификация и специальность, присвоенный разряд);
-реквизиты документа об образовании (серия, номер, дата выдачи, кем выдана)".
Комиссия установила, что Заказчиком не представлено обоснования установления требования о наличии в организации специалистов конкретных специальностей, например, медицинская сестра диетическая. Также не представлено обоснования установления требования к опыту работы, например, опыт работы не менее 3-х лет. По мнению Комиссии, установление требований к наличию в организации сотрудников в конкретных специальностях и с определенным опытом работы ограничивает конкуренцию и количество потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что подобный порядок рассмотрения и оценки заявок не нацелен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и приводит к необоснованному ограничению числа участников данной закупки.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Надежды Алексеевны обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесением изменений в извещение об осуществлении закупок;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 января 2023 г. N 047/06/42-83/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2023