Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 424- ИП/23 от 16.01.2023) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым) водителей.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 26.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 623 700,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной систем члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержат документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения комиссией по рассмотрению заявок на участие в электронном запросе котировок.
В соответствии с Протоколом подведения итогов от 11.01.2023 заявка Заявителя (N 2) отклонена по следующим основаниям:
"п.2 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Непредставление информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона N44 ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки и требованиям к содержанию и составу заявки к участникам закупки были предъявлены следующие требования: собственная действующая лицензия участника закупки (выписка из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности (оказание услуг по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым); Адрес осуществления деятельности должен находиться в г. Шлиссельбург Ленинградской области. Участник закупки предоставил в составе заявки выписку из реестра лицензий с указанным адресом:196158, г. Санкт-Петербург, пр. Дунайский, д.13, корпус 1, помещение 116".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, если на сегодняшний день не имеется ни одного нормативно-правового акта, запрещающего субъектам предпринимательства применять современные технологии при проведении дистанционных медицинских осмотров, следовательно, Заказчик обязан принимать услуги в помещениях Заказчика при помощи дистанционных аппаратов: "На сегодняшний день не имеется ни одного нормативно-правового акта запрещающего субъектам предпринимательства применять современные технологии при проведении дистанционных медицинских осмотров. При этом имеются официальные разъяснения компетентных органов государственной власти (Минтранса, Ространснадзора, ГИБДД), позволяющих оформлять путевые листы с применением усиленной электронной подписи. Следует отметить, что данные положения предполагают проведение медицинских осмотров дистанционно, поскольку именно дистанционный способ проведения медицинских осмотров предполагает необходимость применения усиленной электронной подписи".
Согласно требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке Заказчиком установлено:
"1. Заявка должна содержать следующую информацию и документы:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ: собственная действующая лицензия участника закупки (выписка из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности (оказание услуг по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым); Адрес осуществления деятельности должен находиться в г. Шлиссельбург Ленинградской области".
Согласно описанию объекта закупки местом оказания услуг: услуги оказываются в месте нахождения Заказчика, в г. Шлиссельбург, Ленинградская область (город определен по месту нахождения Заказчика). Целями данной закупки является: Оказание услуг по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым) водителей заказчика. Услуги должны оказываться ежедневно, по рабочим и выходным дням.
Также, Заказчик в возражениях на доводы жалобы предоставил следующие пояснения:
"Деятельность медицинской организации по проведению медицинских осмотров является деятельностью, требующей получения лицензии (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
В свою очередь, из п. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензируемая деятельность должна осуществляться по месту нахождения объекта (помещения, здания, сооружения, иного объекта), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, отвечает другим установленным требованиям, и при условии, что адрес места нахождения такого объекта (адрес места осуществления лицензируемой деятельности) указан в лицензии.
В некоторых случаях из законодательства прямо следует возможность осуществлять медицинскую деятельность не по месту нахождения соответствующего объекта, предназначенного для осуществления такой деятельности: например, в случае оказания медицинской помощи по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); в амбулаторных условиях в случае вызова врача на дом (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); мобильными медицинскими бригадами при оказании первичной медикосанитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пп. 1 п. 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 N 543н (далее - Положение N 543н)).
Однако ст. 46 Закона N 323-ФЗ, посвященная медицинским осмотрам и диспансеризации, не содержит положений, которые прямо предусматривали бы возможность проведения периодических медицинских осмотров работников вне места нахождения объекта, предназначенного для осуществления медицинской организацией медицинской деятельности, адрес кот орого указан в лицензии такой организации. Отсутствуют такие положения и в иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Напротив, некоторые из них прямо устанавливают, что для прохождения медицинских осмотров работник обязан прибыть в медицинскую организацию (смотрите, например, п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323 и Положения N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.
На основании вышеизложенного правоприменительная практика также приходит к выводу о том, что проведение медицинских осмотров не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, в том числе по адресу, где находится заказчик медицинских услуг, является нарушением лицензионных требований, квалифицируемых в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2017 по делу N А32- 26477/2017, решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.08.2017 по делу N А03-9443/2017, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 по делу N А19-19494/2016, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2015 по делу N А43-32311/2014, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2010 по делу N А70-859/2010.
Таким образом, по общему правилу, медицинская деятельность должна осуществляться по адресу, указанному в лицензии.
Практика, согласно которой при указании Заказчиком в закупочной документации региона (района) оказания медицинских услуг и признания заявки, содержащей лицензию с адресом, не попадающим в указанный район (регион), не соответствующем требованиям документации, достаточно однозначна: признание такой заявки не соответствующей требованиям правомерно ( РЕШЕНИЕ Московского областного УФАС от 19 апреля 2022 г. по делу N 050/07/223-13998/2022, РЕШЕНИЕ N 025/06/69-752/2019 комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов от 02.09.2019 г., РЕШЕНИЕ Санкт-Петербургского УФАС по делу 44-212/17 о нарушении законодательства о закупках от 13.01.2017 г., РЕШЕНИЕ Костромского УФАС по делу N 044/06/105-6/2022 20 января 2022 г.) Так же судебная практика поддерживает данную позицию. Нельзя оказывать медуслуги по адресу, не указанному в лицензии, даже если ошибку допустил госорган
В ходе внеплановой инспекции Росздравнадзор установил, что клиника вела деятельность без лицензии. Ведомство обратилось в суд, чтобы привлечь общество к административной ответственности. Суд ограничился устным замечанием. Организация считала, что не нарушила требования закона, и обжаловала это решение. Однако апелляция оставила его без изменений.
Клиника выполняла работы, указанные в лицензии, по другому адресу (в другом корпусе здания). Дело в том, что при выдаче санитарноэпидемиологического заключения Роспотребнадзор отразил адрес с ошибкой, которую позднее признал в письме. Лицензию выдали с неверным адресом. Несмотря на это, апелляционный суд пришел к выводу, что медорганизация нарушила закон. Она не должна была оказывать услуги по другому адресу до внесения изменений в реестр лицензий (Постановление АС Волго-Вятского округа от 20.06.2022 по делу N А31-13821/2021).
Положения извещения о закупке не нарушают принцип обеспечения конкуренции, так как в г. Шлиссельбург находятся 3 медицинских учреждения, оказывающих такого рода услуги:
Медицинский центр Хеликс - г. Шлиссельбург, ул. Чекалова, д.8 https://helix.ru/center/32901
ГБУЗ ЛО Кировская межрайонная больница, Шлиссельбургская городская поликлиника, г. Шлиссельбург, ул. Староладожский Канал, 26 https://www.gbuzkmb.ru/contact
Клиника семейной медицины "Доктор" - г. Шлиссельбург, ул. Староладожский канал, д.24, к. 2 https://klinika-doktor.ru/ Сообщаем, что 17.01.2023 г. по результатам текущей закупки был заключен контракт с победителем закупки ООО "Дита".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе, при рассмотрении заявки Заявителя, так как лицензия Заявителя в составе заявки не отвечает требованиям к содержанию и составу заявки, установленным Заказчиком, а именно: "Адрес осуществления деятельности должен находиться в г. Шлиссельбург Ленинградской области".
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медицинский Лабораторный сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 января 2023 г. N 047/06/50-112/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2023