Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Управление муниципального заказа администрации городского округа Серпухов Московской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению видеоизображения для системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" в образовательных учреждениях г.о. Серпухов (извещение N 0848300053222000560 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 30.12.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 586 809,60 рублей;
3) дата окончания подачи заявок 16.01.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N 3 к контракту ненадлежащим образом установлен срок предоставления исполнителем документа "Счёт-фактура".
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Заказчиком в Приложении N 3 к Контракту установлено, в том числе следующее:
Наименование документа |
Действие сторон |
Срок направления и подписания документов |
Ответственная сторона |
Счёт-фактура |
Подписание |
5 раб. дн. от даты окончания исполнения обязательства |
Исполнитель |
Подписание |
10 раб. дн. от даты получения документа |
Заказчик |
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Указанный срок предоставления подрядчиком документа "Счёт-фактура", установленный Заказчиком в Приложении N 3, не превышает регламентированный срок исполнения контракта, не ограничивает участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
На основании пункта 3 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.02.2021 N 14н, в случае поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (далее - Порядок), выставление и получение счетов-фактур производится в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) через федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона N 44-ФЗ (далее -уполномоченный орган).
Пунктами 8, 9, 15, 16, 24 Порядка предусмотрено следующее:
уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня после получения от поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе в случае положительного результата проверки формирует в электронной форме подтверждение о получении счета-фактуры и подписывает соответствующее подтверждение электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа и направляет его в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 15 Порядка);
счет-фактура в электронной форме считается выставленным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику, если поставщику (подрядчику, исполнителю) поступило соответствующее подтверждение уполномоченного органа (пункт 8 Порядка);
уполномоченный орган при получении счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня в том числе направляет в адрес заказчика счет-фактуру в электронной форме, формирует в электронной форме подтверждение о направлении счета-фактуры в электронной форме заказчику, подписывает подтверждение электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа и направляет соответствующее подтверждение заказчику (пункт 16 Порядка);
датой выставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику счета-фактуры в электронной форме с использованием ЕИС считается дата направления заказчику счета-фактуры в электронной форме, подписанной электронной подписью уполномоченного лица поставщика (подрядчика, исполнителя), указанная в таком подтверждении (пункт 8 Порядка);
счет-фактура в электронной форме, выставленный с использованием ЕИС через уполномоченный орган, считается полученным заказчиком, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) получено соответствующее подтверждение от уполномоченного органа (пункт 9 Порядка);
датой получения заказчиком счета-фактуры в электронной форме считается дата получения счета-фактуры в электронной форме в ЕИС, указанная в подтверждении уполномоченного органа (пункт 9 Порядка);
если заказчик не получил от поставщика (подрядчика, исполнителя) счет-фактуру в электронной форме в срок, установленный пунктом 3 статьи 168 НК РФ, с учетом его увеличения на время, необходимое для выполнения уполномоченным органом мероприятий в соответствии с пунктами 15 и 16 Порядка, заказчик сообщает любым доступным способом о данном факте поставщику (подрядчику, исполнителю) (пункт 24 Порядка).
Установленный в проекте контракта срок предоставления Исполнителем Заказчику документа "Счёт-фактура", который составляет 5 рабочих дней от даты окончания исполнения обязательства, включает в себя предусмотренный пунктом 3 статьи 168 НК РФ срок и срок, необходимый для подтверждения уполномоченным органом даты и времени выставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и получения заказчиком счет-фактуры в электронной форме посредством ЕИС.
Таким образом, 5 рабочих дней = 5 календарных дней + 2 дополнительных дня, необходимых для выполнения уполномоченным органом мероприятий в соответствии с п. 15 и п. 16 Порядка.
Принимая во внимание положения Порядка данный срок не нарушает требования НК РФ поскольку Исполнитель имеет возможность выставить счета-фактуры в электронной форме с использованием ЕИС в срок, установленный пунктом 3 статьи 168 НК РФ, с учетом времени, необходимого для выполнения мероприятий, предусмотренных Порядком".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанный срок предоставления исполнителем документа "Счёт-фактура", установленный Заказчиком в Приложении N 3, не превышает регламентированный срок исполнения контракта, не ограничивает участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по предоставлению видеоизображения для системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" в дошкольных учреждениях г.о. Серпухов.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на оказание услуг связи.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в извещении проведении Аукциона требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на оказание услуг связи, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "ГАРАНТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.01.2023 N 050/06/105-1193/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 января 2023 г. N 050/06/105-1193/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2023