Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
в результате проведения внеплановой проверки по обращению Э.В.
о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении закупки на поставку опор для стояния для детей-инвалидов в 2022 году (извещение N 0348100085022000230 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос котировок) в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено - 22.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 906 666,66 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 29.11.2022;
4) на участие в Запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответсвующими положениям извещения о проведении Запроса котировок;
5) по результатам проведения Запроса котировок заключен контракт от 02.12.2022 N 1771003036222000244.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, закупленный по результатам Запроса котировок товар не соответствует потребностям ребенка-инвалида.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ДЕТСКАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА" заключен контракт от 02.12.2022 N 1771003036222000244 на сумму 880 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации опор для стояния (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Московскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Приложением N 1 к Контракту "Техническое задание" и приложением N 2 к Контракту "Спецификация" установлены технические характеристики поставляемого товара.
На заседании Комиссии Заказчиком представлены пояснения, согласно которым: "Техническое задание Запроса котировок составлено в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Поставщиком по Контракту осуществлена поставка товара. По информации поставщика 16.12.2022 законный представитель ребенка - инвалида отказалась от обеспечения опорой для стояния, в связи с этим заявка закрыта. Дополнительно сообщаем, что в связи с вступлением Федерального закона N 491 от 30.12.2020 года "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата", филиал проинформировал законного представителя ребенка-инвалида о возможности приобретения электронного сертификата для своевременного и оперативного получения ТСР/ПОИ и проведения реабилитационных мероприятий. От получения электронного сертификата для приобретения опоры для стояния законный представитель ребенка - инвалида отказалась. На 28.12.2022 Заявитель с заявлением на обеспечение либо на выплату компенсации за самостоятельно приобретенную опору для стояния в филиал N7 регионального отделения не обращалась".
Таким образом, технические характеристики поставляемого товара установлены в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида N 34.67.50/2022/И1 по протоколу проведения медико-социальной экспертизы N 487.67.50/2022/И1 от 23.03.2023 и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком закуплен товар Российского производства, при наличии потребности в товаре производства Соединённых Штатов Америки.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018
N 126н (далее - Приказ N 126н) устанавливаются условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617) устанавливаются ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102) устанавливаются ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, Заказчиком указан код ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие". Установлено условие допуска в соответствии с Приказом N 126н и ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 617.
Приложением N 3 к извещению о проведении Запроса котировок установлено, что объектом закупки является поставка опор для стояния для детей-инвалидов в 2022 году.
При этом, код ОКПД2 32.50.22.129 указан в перечне медицинских изделий в соответствии с Постановлением N 102.
Вместе с тем, в соответствии с примечанием к перечню, при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне. При этом в случае несовпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне применяется Постановление N 617.
Рассмотрев документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления национального режима при проведении закупки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Комиссия считает необходимым отметить следующее. В силу пункта 1 раздела 1 положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим, в том числе функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствие с положениями части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
При этом, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в силу пункта 2 статьи 3 Закона о контрактной системе начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд и завершается заключением контракта.
При этом, согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, а также соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки осуществляют органы внутреннего финансового контроля.
Таким образом, вопрос об исполнении государственного (муниципального) контракта, заключенного по результатам закупки, регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем Управление не уполномочено дать правовую оценку действиям сторон при исполнении государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 января 2023 г. N 050/06/99-1874/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2023