Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Первомайская центральная районная больница" (далее - Заказчик) - Пивнева М.Р. (по доверенности),
- ООО "МедАрм" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Изделия медицинского назначения (перчатки)" (извещение N 0375200035723000011) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заявитель в жалобе указывает, что при составлении описания объекта закупки установлены завышенные требования по позиции 2, 3, 4, 5 выразившиеся в установлении двухцветности перчатки.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Извещение о проведении закупки содержит документ "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Согласно требований документа "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуются Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные КТРУ 22.19.60.119/ 22.19.60.119-00000008.
В Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru в разделе "Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Информация об объекте закупки" по коду ОКПД2/ Код КТРУ 22.19.60.119/ 22.19.60.119-00000008 указано:
Описание товара, работы, услуги |
|
|
Характеристики товара, работы, услуги |
Информация отсутствует |
По позициям 2, 3, 5 технического задания требуются перчатки двухслойные (изготовлены из двух слоев нитрила), повышенной прочности, текстурированные, внешний слой перчаток контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток, внешний слой перчаток контрастного цвета к цвету крови.
Согласно возражениям Заказчика: "Толщина этой перчатки отличается от толщины однослойной перчатки. Кроме того, перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса (нитрила) контрастных цветов.
Двухслойные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила для улучшения прочностных и защитных характеристик перчатки. Таким образом, Заказчик, а также любой сотрудник Заказчика сможет легко отличить двуслойные перчатки повышенной прочности от однослойной диагностической перчатки. Наличие второго слоя нитрила сводит к минимуму возможность образования пор в материале, повышая ее прочностные и защитные свойства. Наличие двух цветов, внутренний цвет контрастный к внешнему, дает возможность медицинскому работнику, прежде чем надеть перчатку, растянуть ее и проверить на возможное наличие технического брака или микроразрывов".
Учитывая, что перчатки необходимы для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур, лабораторных работ и осмотров данные характеристики позволяют в полной мере предотвратить риск инфицирования медицинского работника. Данную перчатку целесообразно использовать при работе с пациентами при повышенном риске инфицирования или с необследованными пациентами, а также в лабораториях.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, а указание в документации характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках, при этом на усмотрение Заказчика. Довод признан необоснованным.
В жалобе Заявитель указывает следующее: "В п. 2 Описания объекта закупки, требования Заказчика об обязательном наличии внутреннего цвета именно оранжевого или желтого, ведь белый, бежевый, светло-голубой и иные цвета светлых оттенков аналогично являются контрастными".
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснила, что требований о внутреннем цвете перчаток в описании объекта закупки не установлено. Указано, что внутренний цвет перчаток должен быть контрастным к цвету внешнего цвета перчатки. При этом, заказчиком не конкретизируется цвет внутреннего слоя, а среди цветов внешнего слоя у участников есть выбор.
В позиции N 2 - оранжевый или желтый цвета, в позиции N 3-зеленый или голубой, или синий цвета, в позиции N 4 требований к цвету перчатки не предъявляется, в позиции N 5 участнику необходимо самостоятельно (на свой выбор) указать цвет внутреннего и внешнего слоя перчатки.
Разные цвета закупаемых перчаток, как было обозначено ранее, необходимы для визуализации двух слоев нитрила, возможности проверки целостности перчатки перед надеванием, а также с учетом необходимости распределения перчаток по разным отделениям.
Перчатки по позиции N2 (желтые или оранжевые внешне) используются в отделениях предстерилизационной очистки и в лабораториях (для работы с реагентами), как наиболее толстые перчатки. Перчатки по позиции 3 (синие или зеленые, или голубые внешне) используются в приемном, терапевтическом, поликлиническом и инфекционном отделениях, для работы с необследованными пациентами, пациентами из группы риска.
Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету медицинских перчаток, ГОСТ содержит минимальные требования к продукции и не ограничивает Заказчика по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для него.
Комиссия отмечает, что в описании объекта закупки отсутствует требования указать конкретный, единственно возможный цвет перчатки, а также на тот факт, что во всех позициях, в которых требуется указать или выбрать цвет, характеристика цвета - надлежащим образом обоснована Заказчиком в описании объекта закупки.
Так, действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Таким образом, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Согласно второму доводу жалобы: "В п. 3 Описания объекта закупки, Заказчиком установлены требования о наличии внутреннего покрытия с глицерин и диметиконом или Алое-вера, однако не предоставлена альтернатива поставки медицинских перчаток с иными гипоаллергенными пропитками, обладающими аналогичными свойствами, например, Витамин Е, аналогично является ограничением конкуренции и необоснованным увеличением расходов при осуществлении процедуры закупки".
В описании объекта Закупки по позиции 3 установлено требование о том, что перчатки должны содержать внутреннее покрытие с увлажняющим компонентом для увлажнения и ухода за кожей рук, предотвращения разрушения гидролипидного слоя кожи, минимизации риска воспаления рук в процессе использования перчаток, обеспечения комфортного использования и надевания.
Согласно разделу 4 ГОСТ Р 52239-2004 - Для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие.
Полимерное покрытие, которое содержится в перчатках предназначено для комфортного использования и надевания, о чем есть прямое упоминание в описании объекта закупки. Так наличие полимерного покрытия предусмотрено ГОСТом.
При этом, следуя положениям статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик надлежащим образом обосновал, зачем ему необходим увлажняющий компонент. В описании объекта закупки четко указано, что увлажняющий компонент необходим для обеспечения ухода за кожей рук, минимизации риска раздражения кожи рук. Следовательно, надлежащее обоснование данной характеристики в описании объекта закупки содержится.
Также согласно возражениям Заказчика: "В настоящее время в РФ зарегистрировано несколько нитриловых перчаток, содержащих в своем составе, например, покрытие с Алоэ Вера, о чем напрямую указано в наименованиях соответствующих вариантов исполнения: РЗН 2019/8115, РЗН 2021/15347, РЗН 2021/15351, ФСЗ 2011/10956, ФСЗ 2009/05620.
_
Перчатки, содержащие Алое -вера имеются как минимум у трех производителей:
- перчатки ARDA, производства Россия, РУ от 12.02.2019 г. N РЗН 2019/8115;
- перчатки Powerform, производства Китай, РУ от 23.09.2020 г. N ФСЗ 2011/10956;
- перчатки Blossom, производство Малайзия, РУ от 31.12.2009 г. N ФСЗ 2009/05620.
Хотим обратить внимание, что в техническом задании четко прописано два альтернативных компонента полимерного покрытия "Внутреннее покрытие с увлажняющим компонентом глицерин c диметиконом или Алое-вера":именно эти перчатки с запрашиваемым Заказчиком составом внутреннего покрытия наиболее полно отвечают его потребностям и могут быть использованы для персонала с раздраженной, чувствительной и склонной к аллергическим реакциям кожей рук.
Относительно витамина Е отмечаем, что сам по себе Витамин Е не является увлажняющим компонентом, и установление требования об увлажняющем компоненте на основе Витамина Е было бы неверным с фактической точки зрения.
Однако, обращаем внимание, что в реестре Росздравнадзора содержится немало перчаток, которые содержат в своем составе увлажняющий компонент Алое Вера и одновременно содержат Витамин Е, то есть вариант исполнения перчаток, который предпочтителен подателю жалобы:
Например:
- РЗН 2019/8115. Вариант исполнения - Перчатки диагностические нестерильные неопудренныенитриловые с Алое Вера и Витамином Е ARDAR
- ФСЗ 2011/10956 Вариант исполнения Перчатки диагностические нитриловые, нестерильные, неопудренные, с AloeVera и Витамином Е
В описании объекта закупки требуется внутреннее покрытие на основе Алое Вера или глицерина и диметикона, при этом, ограничений на наличие каких-либо дополнительных компонентов в составе покрытия в описании объекта закупки нет. Поэтому, при желании поставщика возможна поставка товара по вышеприведенным регистрационным удостоверениям".
Таким образом, системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Довод признан необоснованным.
Согласно следующему доводу Заявителя: "В п. 4 Описания объекта закупки, Заказчик запрашивает к поставке: Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные с пропиткой на основе антисептика, указанное медицинское изделие является антибактериальным, но класс потенциально риска установлен не ниже 2а.
Код вида указанного медицинского изделия, согласно утвержденного реестра: 320790.
В соответствии с официальными данными Росреестра, указанный товар не зарегистрирован и не подлежит реализации на территории Российской Федерации.
В виду чего Заказчиком либо будут приняты заявки с товаром, не отвечающим требованиям и стандартам регистрации и оборота медицинских изделий на территории Российской Федерации, либо все заявки будут подлежать отклонению".
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что согласно п.4.1. ГОСТ 31508-2012 все МИ подразделяют в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса.
Согласно раздела 5 "Правила классификации медицинских изделий" вышеуказанного ГОСТа:
Правило 1- Неинвазивные МИ относят к классу 1, если только не применяют одно из нижеследующих правил.
Правило 2 - Неинвазивные МИ, предназначенные для хранения органов, частей органов или хранения или введения в организм пациента крови, других жидкостей, газов, паров или тканей, относят к классу 2а, в том числе если их используют с активным МИ класса 2а или более высокого класса.
Правило 3 - Неинвазивные МИ для изменения биологического или физико-химического состава и свойств крови, других физиологических жидкостей или жидкостей, которые должны поступать в организм, относят к классу 26. Однако если их действие заключается только в фильтрации, обработке на центрифуге или газо- или теплообмене, то указанные МИ относят к классу 2а.
Правило 4 - Неинвазивные МИ, которые соприкасаются с поврежденной кожей:
а) относят к классу 1, если их используют как механические барьеры или для компрессии;
б) относят к классу 26, если их используют для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления;
в) во всех иных случаях относят к классу 2а, к ним также относят МИ, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран.
Перчатки, закупаемые Заказчиком, применяются при введении в организм пациента различных жидкостей (вакцинация), а также при лечении ран.
При этом использование указанных изделий медицинского назначения может быть сопряжено с введением в организм человека крови, других жидкостей, газов, паров или тканей (пункт 7 Правил), что относится к классу 2а, в том числе, в случае их использования совместно с активными медицинскими изделиями класса 2а или более высокого класса.
Кроме того, изделие медицинского назначения может быть использовано для обеззараживания, что, в соответствии с пунктом 15 ГОСТ 31508-2012, позволяет также отнести его к классу 2а.
Помимо всего прочего, перчатки взаимодействуют с кровью, слизью, отделяемыми веществами, химическими средами, что в соответствии с ГОСТ 31508-2012, Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4Н, безусловно относит указанный тип медицинских изделий к классу не ниже 2а.
При этом, с учетом пункта 6 Номенклатурной классификации "если при классификации к медицинскому изделию можно применить различные положения, то применяются положения, вследствие которых устанавливается класс медицинского изделия, соответствующий наибольшей степени потенциального риска", следовательно, указание в техническом задании при описании характеристик перчаток класса потенциального риска - 2а не противоречит положениям действующего законодательства.
Если изделие используется как механический барьер, то его класс потенциального риска применения - 1. Однако, медицинские перчатки, это не просто механический барьер, это медицинское изделие, контактирующее с кровью, лекарствами, иными медицинскими изделиями, поэтому, податель запроса сделал неверный вывод об отнесении медицинских перчаток к классу 1 лишь потому, что они являются механическим барьером.
Кроме того, правом отнесения перчаток к тому или иному классу риска дано заявителю при регистрации, уполномоченный орган в сфере регистрации медицинских изделий.
Установление требования к классу риска 2а или 26 или 3 - не ограничивает количество участников закупки, так как в реестре Росздравнадзора имеется огромное количество перчаток с классом риска 2а или 26 или 3.
Так, согласно реестру Росздравнадзора, осуществив поиск по коду вида требуемых в документе "Описание объекта закупки" перчаток и добавив к поиску класс потенциального риска - не менее 2а, получаем, что в Российской Федерации зарегистрировано 37 медицинских изделий с кодом вида 185830 и классом потенциального риска 2а. Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя: "В п. 2-5 Описания объекта закупки, в отношении перчаток смотровых/ процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных Заказчик устанавливает обоснования для приобретения перчаток как для использования в качестве двухстороннего барьера для защиты пациента и персонала, но устанавливает требования в отношении класса потенциального риска не ниже 2а, в соответствии с международным стандартом "изделия медицинские классификация в зависимости от потенциального риска применения", который является составной частью правовой системы Российской Федерации, нестерильные медицинские изделия, использующиеся как как механические барьеры относят к классу 1, таким образом Заказчиком вновь устанавливаются завышенные и ограничивающие требования к поставляемому товару.
В техническом задании требуются перчатки нитриловые двухслойные (изготовлены из двух слоев нитрила), повышенной прочности, что не противоречит требованиям ГОСТ.
ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает минимальные требования и не ограничивает Заказчика по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для него, в том числе к предъявлению требований в отношении материала изготовления.
Данное требование является функциональной характеристикой товара, являющейся значимой для реализации потребности Заказчика.
Двухслойные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила для улучшения прочностных и защитных характеристик перчатки. Процесс производства заключается в поочередном погружении формы для изготовления перчаток в емкости с нитрилом различных цветов. Таким образом достигается технологическая возможность придать двойную окраску. Наличие второго слоя нитрила сводит к минимуму возможность образования пор в материале, повышая ее прочностные и защитные свойства. Наличие двух цветов, внутренний цвет контрастный к внешнему, дает возможность медицинскому работнику, прежде чем надеть перчатку, растянуть ее и проверить на возможное наличие технического брака или микроразрывов.
Таким образом, Заказчик, а также любой сотрудник Заказчика сможет легко отличить двуслойные перчатки повышенной прочности от однослойной диагностической перчатки.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой, но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.) (далее - Методические рекомендации) медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался необходимостью обеспечения своих потребностей, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны значимые для Заказчика характеристики. Медицинские перчатки с указанными характеристиками позволяют Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом.
В результате мониторинга реестра контрактов Заказчиком было выявлено, что перчатки, соответствующие данными характеристиками, широко поставляются в медицинские учреждения РФ.
Перчатки находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, требования в извещении установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам (работам, услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
При этом, Заявителем документов и сведений, доказывающих обратное в материалы дела не представлено, в связи с чем довод признается необоснованным. Доказательств, указывающих на ограничение конкуренции и нарушение прав и законных интересов действиями Заказчика, также не представлено.
Также Комиссия отмечает, что рынок указанных изделий медицинского назначения характеризуется как конкурентный, товары имеются в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 января 2023 г. N 082/06/106-32/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2023